Войти
Мир медицины
  • Полезные свойства, калорийность банана К какому семейству относится банан
  • Благоразумие благоразумный
  • Сонник: к чему снится Молоко, видеть во сне Молоко что означает
  • Если видишь во сне Три, что значит?
  • Основные положения индуизма Значение психического состояния во время смерти
  • Что такое сангха в буддизме?
  • Элементы объема понятия в логике.

    Элементы объема понятия в логике.

    Введение_____________________________________________________3

    1. Понятие как форма мышления_____________________________4

    1.1. Общая характеристика понятия. Свойства и признаки_______4

    1.2. Логические приёмы образования понятий_________________6

    2. Понятие и слово_________________________________________9

    Заключение____________________________________________________13

    Список использованной литературы_________________________

    Введение.

    «… Употребляйте с пользой время:

    Учиться надо по системе.

    Сперва хочу Вам в долг вменить

    На курсы логики ходить.

    Ваш ум, не тронутый доныне,

    На них приучат к дисциплине,

    Чтоб взял он направленья ось,

    Не разбредаясь вкривь и вкось».

    В.Гете «Фауст» ч. I «Ночь»

    Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

    Логика (от греческого слова logos – «мысль», «слово», «разум», «закономерность») – наука о мышлении. Но в отличии от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания. Одной из форм мышления является понят

    1. Понятие как форма мышления.

    1.1. Общая характеристика понятия. Свойства и признаки.

    Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

    Признаком предмета называется, то в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

    Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) так же рассматривается как его признак: Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

    Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки. Одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т.д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

    Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и не существенные.

    Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.

    Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов включают общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включаетединичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

    Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а таем более воспринять здание вообще. Восприятие или представление - это чувственно-наглядный образ, какого-либо конкретного здания, например храм Василия Блаженного на Красной площади. Понятие лишено наглядности. Понятие «здание» характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нём отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для посещения, учёбы, работы или жилья.

    Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

    Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки – понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

    Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

    1.2. Логические приёмы образования понятий.

    Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

    Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

    Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

    Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от не существенных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

    Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные, с помощью анализа, должны быть соединены, в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, - синтеза , представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

    Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

    Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления – понятия.

    2. Понятие и слово.

    Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирования понятий, ни оперирование ими.

    Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и тоже понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Например, слово русского языка «связка» употребляется в значениях:

    1. несколько однородных предметов, связанных вместе («связка книг»),

    2. сухожилие, соединяющее отдельные части скелета или органа тела («мышечные связки»)

    3. элемент суждения, связывающий субъект и предикат или простые суждения.

    Несколько значений имеет слово « закон », « субъект », « край » и др.

    В любом языке существуют омонимы и синонимы.

    Омонимы (от греч. homos – «одинаковый» и onyma – «имя») – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, коса – это сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудия для срезания травы, злаков и т.п.; нота – графическое изображение музыкального звука и дипломатическое обращение одного государства к другому; заключение – суждение, полученное логическим путем из посылок, и состояния лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего – либо).

    Синонимами (от греч. synonymus – «одноименный») называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «родина» и «отечество», «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция», «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.

    Многозначность слов (полисемия ), слова – омонимы и синонимы нередко проводят к смешению, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значения слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.


    Любое понятие имеет содержание и объем.



    Объем понятия составляет совокупность или множество предметов, которое мыслится в понятии.


    Любое понятие может быть полно охарактеризовано при помощи определения его содержания (иными словами – смысла) и установления предметов, с которыми данное понятие имеет определенные связи.


    Независимо от сознания человека в окружающем мире существуют различные предметы. Эти предметы характеризуются множеством. Множество может быть конечным или бесконечным. Если количество предметов, входящих в множество, поддается исчислению, множество считается конечным. Если такие предметы не поддаются исчислению, множество называют бесконечным. Необходимо упомянуть об отношениях включения, принадлежности и тождества.


    Отношение включения – это отношение вида и рода. Множество А является частью или подмножеством множества В, если каждый элемент А есть элемент В. Отражается в виде формулы А є В (множество А входит в множество В). В отношении принадлежности класса принадлежит классу А и записывается как а є А. Отношение тождества подразумевает, что множества А и В совпадают. Это закрепляется как А є В.



    Интенсиональность понятий. Чаще всего в процессе толкования термина «содержание понятия» его определяют в качестве понятия как такового. В этом случае подразумевается, что содержание понятия есть система признаков, при посредстве которых предметы, содержащиеся в понятии, обобщаются и выделяются из массы других.


    Из сказанного выше видно, что содержанием понятия является некая информация, содержащая сведения о предметах, явлениях, процессах, входящих в данное понятие.


    Например, слова «книга» – «книжонка»; «бабка» – «бабушка» – «бабуля» вполне иллюстрируют коннотацию.


    Экстенсиональность понятий. Любое понятие отражает какой-либо предмет, содержит признаки, характеризующие и отделяющие его от других предметов. Этот предмет всегда связан с другими предметами, которые не входят в содержание данного понятия, однако имеют признаки, частично повторяющие признаки предмета, отраженного в понятии. Эти предметы составляют особую группу. Такую группу можно определить как совокупность объектов, характеризующихся наличием общих признаков, закрепленных хотя бы одним понятием.



    • Содержание и объем понятий . Любое понятие имеет содержание и объем . Содержанием понятия является совокупность характеризующих его предмет существенных признаков, подразумевающихся в данном понятии .


    • Содержание и объем понятия . Содержание понятии Объем пон.- это совок.


    • Содержание и объем понятия . Содержание пон.- совокупность существенных признаков предмета, кот. мыслится в данном понятии Объем . Виды понятий .


    • Любое понятие имеет содержание и объем . Содержанием понятия является совокупность. Логические приемы образования понятий . Для человека, занимающегося научными изысканиями, постоянно необходимо получать новую информацию.


    • Так, особенности действия содержания и объема понятия друг на друга отражены в законе обратного отношения содержания и объема понятий . Этот закон основан на логической природе понятий .


    • Содержание и объем понятия .
      Понятие . Это форма мыш. Отражающая предметы в их существенных признаках Признак-это, то в чем преметы сходны или чем они различаются.


    • Содержание и объем понятий . Любое понятие имеет содержание и объем . Содержанием понятия является совокупность характеризующих ег... подробнее ».
    Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

    Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.

    Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

    Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

    Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т.д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуется понятие юридического закона.

    Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений - подкласс экономических преступлений.

    Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) является отношением включения и выражается при помощи знака с: А с В. Это выражение читается: А является подклассом В. Так, если А - следователи, а В - юристы, то А будет подклассом класса В.

    Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса - это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московская государственная юридическая академия и т.д.

    Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

    А е В (А является элементом класса В).

    Если, например, А - юрист Иванов, а В - юристы, то А будет элементом класса В.

    Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.

    Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется ^ныверсольнь»л Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю.

    Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака - «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.

    Подобное же отношение между объемом и содержанием имеет место в понятиях «преступление» и «преступление против личности» (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), «генеральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.

    Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия лежит в основе логических операций, которые будут рассмотрены в гл. III.

    Любое понятие имеет содержание и объем.

    Объем понятия составляет совокупность или множество предметов, которое мыслится в понятии.

    Достаточным содержанием для образования понятия «равнобедренный прямоугольный треугольник» будет указание на наличие в составе геометрической фигуры двух углов, равных 45°. Объемом же такого понятия станет вся совокупность возможных равнобедренных треугольников.

    Любое понятие может быть полно охарактеризовано при помощи определения его содержания (иными словами - смысла) и установления предметов, с которыми данное понятие имеет определенные связи.

    Независимо от сознания человека в окружающем мире существуют различные предметы. Эти предметы характеризуются множеством. Множество может быть конечным или бесконечным. Если количество предметов, входящих в множество, поддается исчислению, множество считается конечным. Если такие предметы не поддаются исчислению, множество называют бесконечным. Необходимо упомянуть об отношениях включения, принадлежности и тождества.

    Отношение включения - это отношение вида и рода. Множество А является частью или подмножеством множества В, если каждый элемент А есть элемент В. Отражается в виде формулы А с В (множество А входит в множество В). В отношении принадлежности класс а принадлежит классу А и записывается как а с А. Отношение тождества подразумевает, что множества А и В совпадают. Это закрепляется как А = В.

    Интенсиональность понятий. Чаще всего в процессе толкования термина «содержание понятия» его определяют в качестве понятия как такового. В этом случае подразумевается, что содержание понятия есть система признаков, при посредстве которых предметы, содержащиеся в понятии, обобщаются и выделяются из массы других. Иногда под содержанием понимается значение понятия или все взятые вместе существенные признаки предмета, содержащиеся в понятии. В некоторых исследованиях содержание понятия отождествляется со всем комплексом сведений, которые известны о данном предмете.

    Из сказанного выше видно, что содержанием понятия является некая информация, содержащая сведения о предметах, явлениях, процессах, входящих в данное понятие. Эти сведения необходимы для образования понятия, определения его формы и рационального рассмотрения. Такими сведениями может быть любая информация о предмете, позволяющая выделить его из массы однородных (и неоднородных) предметов и четко определить его характеристики. Другими словами, это информация о существенных и иных признаках предмета.

    В процессе общения с точки зрения эффективности передачи информации особый интерес вызывает такой элемент содержания понятия, как коннотация. Она в большей или меньшей степени характерна для языков разных стран и в очень большой степени - для русского языка. Это всевозможные вариации произношения, интонации, ударения на отдельные слова, этические, эстетические, этнические, профессиональные, уменьшительно-ласкательные и другие оттенки и окрасы понятий, применяемые в речи. Такие вариации могут приводить к изменению значения понятия без изменения его словесной формы, а изменение словесной формы чаще всего приводит к изменению значения. Например, слова «книга» - «книжонка»; «бабка» - «бабушка» - «бабуля» вполне иллюстрируют коннотацию.

    Необходимо сказать о так называемой величине содержания понятий. Она неразрывно связана с их объемом. В данном случае подразумевается способность одних понятий быть шире, чем другие, и тем самым как бы «перекрывать» их. Например, понятие «наука» по содержанию значительно больше, чем понятие «логика» и перекрывает последнее. При характеристике первого понятия можно использовать, а можно и не использовать второе, а заменить его другим или вообще обойтись иными средствами. Однако, давая характеристику понятию «логика», нам неизбежно придется использовать понятие «наука». Понятие «наука» в данном случае является подчиняющим, а «логика» - подчиненным. Возьмем для примера два других понятия - «вертолет» и «самолет». Эти понятия по отношению друг к другу не являются подчиненным и подчиняющим. Дать определение одного из них, используя другое, практически невозможно. Единственным признаком, связывающим эти два понятия, является то, что их предметы есть приспособления для совершения полетов. Подчиняющим понятием как для первого, так и для второго будет «летательный аппарат».

    Таким образом, сравнению по величине содержания объема подлежат лишь подчиненные и подчиняющие понятия.

    Экстенсиональность понятий. Любое понятие отражает какой-либо предмет, содержит признаки, характеризующие и отделяющие его от других предметов. Этот предмет всегда связан с другими предметами, которые не входят в содержание данного понятия, однако имеют признаки, частично повторяющие признаки предмета, отраженного в понятии. Эти предметы составляют особую группу. Такую группу можно определить как совокупность объектов, характеризующихся наличием общих признаков, закрепленных хотя бы одним понятием.

    Однако одного только отражения предмета тем или иным понятием недостаточно. Предмет, который существует реально, и предмет как объект мысли не тождественны. Это связано с представлением абстрактного (мнимого, мыслимого) и реального (имеющего реальное воплощение) предмета. Абстрактный предмет - это мыслительная конструкция, которая может точно отражать признаки, свойства предмета, но может и содержать ошибку или неточность. В данном контексте можно определить объем понятия как совокупность абстрактных предметов, относящихся к нему.

    Таким образом, реальный предмет - это объект материального мира, обладающий присущими только ему характерными признаками. Абстрактный предмет не имеет материального воплощения и характеризуется только информацией о своей принадлежности к какому-либо понятию.

    К вопросу о принадлежности к понятию существует два подхода, согласно которым объем понятия может быть объемом разнообразия или количественным. Первый подход подразумевает, что в объем понятия входит несколько других понятий. Соответственно, это последнее понятие является общим для всех входящих. Например, в понятие «летательный аппарат» входят «самолет», «вертолет», «дирижабль» и другие, поэтому оно является общим. Этот подход показывает наличие достаточного количества элементов, входящих в объем предмета, соответственно, такой объем именуется объемом разнообразия.

    К понятию имеют отношение не только сами предметы, но и категории, этим предметам свойственные. Объем же понятия составляет вся совокупность предметов, связанных с ним. Понятие, а соответственно, характеризующие его содержание и объем являются мыслительными образованиями. Поэтому объем понятия не может состоять из реальных предметов, как не может мысль о воде состоять из самой воды. Он состоит из мысленных отражений этих предметов и их свойств. Главным условием является то, что такие отражения, мысль о предметах, должны подпадать под признаки, подразумевающиеся в понятии. Реальными понятие и предметы, входящие в его объем, делает представление о реальности этих предметов. Таким образом, количественным объемом понятия можно назвать объем, составленный из мысленных отражений реально существующих предметов, соответствующих данному понятию.

    Следует всегда помнить о правильности обращения с любыми логическими категориями. Так, возможна ошибка, связанная с объемами понятий. Недопустимо отождествлять части предмета и части объема понятия об этом предмете. В противном случае часть физического предмета (колесо автомобиля, крыло самолета, оружейный ударник) отождествляется с самостоятельными предметами, мысленные отражения которых входят в объем соответствующего понятия.

    Необходимо также упомянуть о пустых объемах. В некоторых случаях может идти речь о так называемых пустых объемах. Есть два варианта возникновения пустого объема: вспомним, что в понятие входит не сам предмет, а лишь его мысленное отражение. Поэтому, если предмет, отраженный в понятии, противоречит объективным физическим законам, объем такого понятия считается пустым. Это происходит либо с понятиями, содержащими фантастические предметы, либо с понятиями о предметах, существование которых невозможно (например, вечный двигатель). В другом случае подразумеваются самопротиворечащие (ложные) понятия. Они имеют содержание при пустых объемах.

    Разные случаи существования объемов изучает формальная логика. Она рассматривает мышление с точки зрения его экстенсиональности. Или, другими словами, в экстенсиональном контексте. В рамках формальной логики мышление представляется процессом осуществления различных операций с объемами понятий без рассмотрения содержания этих понятий. Цель формальной логики - определить истинность либо ложность понятий, опираясь лишь на их объемы.

    Если есть формальная логика, занимающаяся изучением только объемов понятий, разумно было бы предположить и существование логики содержания, которая занималась бы изучением содержательной стороны понятий и суждений. Объектом рассмотрения логики содержания должна быть интенсиональная часть мышления, взаимодействие содержания различных понятий и степень правильности отражения в понятиях и суждениях объективного мира.

    Логика изучает понятия и суждения о предметах реального мира. Понятия есть лишь мысленные отражения реально существующих предметов. Однако понятие подразумевает существование своего предмета. Тут возникает понятие модальности. Модальность - это способ существования определенного объекта или процесса (онтологическая модальность). Существует также понятие логической модальности. Это способ понимания, получение заключения об объекте, явлении или процессе.

    Логическое существование можно назвать абсолютным, так как этим понятием определяется существование само по себе, существование как оно есть, без привязки к какому-либо конкретному объекту.

    Существование может быть следующих видов:

    1) чувственное. Это существование объектов, процессов и явлений, воспринимаемое человеком. Чувственное существование может быть объективным и субъективным. Первое подразумевает реальное существование объекта, отраженного в восприятии человека. Такой объект существует независимо от воспринимающего. Второе (субъективное) существование отражает не реальные предметы, процессы и явления, а лишь мнимые. Это может быть фантазия человека, его мысль о чем-либо, мечта, образ;

    2) скрытое существование. Интересно тем, что его предметы скрыты от восприятия человека в силу определенных причин. Может быть объективным и субъективным.

    Объективное. Причиной невозможности восприятия реально существующих объектов является неспособность органов чувств человека к восприятию микроскопических объектов, различного рода волн, электромагнитных полей и других подобных явлений.

    Субъективное. Сюда следует отнести существование не осознаваемых психологических особенностей, входящих и составляющих подсознание. Это различные стремления, инстинкты, влечения, комплексы и т. д.

    Объем понятия может существовать или в чувственном, или в скрытом виде существования, независимо от того, объективно оно или нет. Однако такая зависимость возникает при совершении ошибки. Будучи определенным не в свой вид существования, объем становится пустым.

    При этом нельзя забывать, что виды существования иногда не имеют четких границ. В зависимости от обстоятельств один из этих видов может перетекать в другой - скрытое существование может стать чувственным, объективное - субъективным. Поэтому зачастую и объем понятия может оказаться не пустым. Необходимо в каждом случае рассматривать объем понятия отдельно.

    Отношение категорий внутри понятия подчиняется логическим законам и имеет свою специфику. Так, особенности действия содержания и объема понятия друг на друга отражены в законе обратного отношения содержания и объема понятий. Этот закон основан на логической природе понятий. Взяв два понятия, мы можем заметить, что одно из них шире другого по объему, другое же входит в объем первого. Однако понятие, входящее в объем другого (имеющего, соответственно, меньший объем), в содержании отражает больше признаков, более насыщено ими. Именно это явление положено в основу закона обратной связи, который звучит так: чем шире объем понятия, тем его содержание уже, чем богаче содержание, тем меньше объем. Суть данного закона состоит в том, что чем меньше информации о предмете отражено в содержании понятия, тем шире класс предметов и неопределеннее состав. Например, понятие «самолет» бедно содержанием, но при этом в объем включает самолеты различных видов, фирм и конструкций. Расширяя содержание, мы добавляем еще одно характеризующее слово и получаем понятие «пассажирский самолет». Теперь объем понятия значительно сузился, однако содержит еще значительное количество предметов. Понятие «пассажирский самолет „Боинг“» имеет почти максимально широкое содержание, однако класс предметов, входящий в объем, теперь четко очерчен и немногочислен. Таким образом можно сузить объем понятия за счет расширения его содержания вплоть до одного предмета.

    Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

    ЛЕКЦИЯ № 6 Образование понятий, их содержание и объем 1. Логические приемы образования понятий Для человека, занимающегося научными изысканиями, постоянно необходимо получать новую информацию. Для этого ученый читает множество литературы по избранному предмету, ведет

    Из книги Логика автора Шадрин Д А

    Из книги Этика Преображенного Эроса автора Вышеславцев Борис Петрович

    Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

    Из книги Учебник логики автора Челпанов Георгий Иванович

    Из книги Германская военная мысль автора Залесский Константин Александрович

    Из книги Семантическая концепция истины и основания семантики автора Тарский Альфред

    19. Объем влияния опасности Дабы правильно оценить влияние опасности, оказываемое на лиц, действующих на войне, не следует ограничиваться физической минутной опасностью. Она действует на начальника не только тем, что непосредственно угрожает лично ему, но и тем, что

    Из книги Логика. Том 1. Учение о суждении, понятии и выводе автора Зигварт Христоф

    2. Объем термина "истинно". Мы начинаем с некоторых замечаний относительно объема того понятия истины, которое мы здесь имеем в виду.Предикат "истинно" иногда используется для указания на психологические моменты, такие как убеждения или верования, порой его относят к

    Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич

    § 42. Высшие понятия, подчинение, содержание и объем понятий На основании анализа объектов на их последние элементы возникают – и притом столь же легко из анализа единичного объекта, как и из сравнения анализов различных объектов – ряды понятий, в которых всякий

    Из книги Критика чистого разума автора Кант Иммануил

    Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

    Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий Когда начинают применять познавательную способность, то в различных случаях возникают различные понятия, дающие возможность познать эту способность; если наблюдение их производилось

    Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

    Аналитики понятий глава вторая О дедукции чистых рассудочных

    Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

    Дедукции чистых рассудочных понятий раздел второй Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий § 15. О возможности связи вообще Многообразное [содержание] представлений может быть дано только в чувственном созерцании, т. е. в созерцании, которое есть не что

    Из книги автора

    Объем (Extension) Совокупность объектов, обозначаемых одним и тем же знаком или содержащихся внутри одного и того же понятия. Расширительное толкование этого понятия подразумевает (если это возможно) составление всего перечня объектов, к которым оно может быть применено.

    Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. То, в чем предметы сходны или различны между собой, выступает как их признак. Признаком называется все то, в чем предметы могут быть сходны друг с другом или отличны один от другого.

    В понятии, как было сказано выше, различают содержание и объем, которые являются основными его логическими характеристиками.

    Например, содержание понятия "студент" раскрывается через такие существенные признаки, как "быть учащимся вуза", "овладеть системой знаний по какой-то специальности". В содержание понятия "конституция государства" входят такие существенные признаки, как "быть основным законом государства", юридически закрепляющим "систему государственных органов, порядок их образования и деятельности", "основные права и обязанности граждан" и т.п.

    Объем понятия – это совокупность (класс) предметов, которая мыслится в понятии.

    Таким образом, в объеме понятия отражаются предметы или совокупности, обладающие признаками, составляющими содержание этого понятия. Например, объем понятия "студент" составляют все учащиеся вузов; объем понятия "конституция государства" – все существующие в мире конституции государств.

    Если увеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его содержание, и наоборот.

    Возьмем, например, два понятия: "студент" и "студент МГУ". Объем первого понятия шире объема второго понятия, так как студентов вообще больше, чем студентов МГУ, а содержание второго понятия шире содержания первого, так как, кроме основного признака – "быть учащимся вуза", здесь присутствует еще и специфический признак – "обучаться в МГУ".

    В процессе анализа содержания и объема понятия логика оперирует также понятиями "класс" ("множество"), "подкласс" ("подмножество"), "элемент класса", "признак", "логическое и фактическое содержание", "логический и фактический объем".

    Рассмотрим эти понятия.

    Класс (множество ) – совокупность предметов, имеющих общие отличительные признаки. Например, класс (множество) людей, обучающихся на экономических факультетах вузов. На основе анализа этого класса предметов формируется понятие "студент экономического факультета вуза".

    Класс (множество) А называется подклассом (подмножеством) класса (множества) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между классом (множеством) и подклассом (множеством) называется отношением включения и записывается так: АÌВ. Читается: класс А входит в класс В. Это отношение является отношением вида и рода. Например, класс "столица" входит в класс "город".

    Классы (множества), в свою очередь, состоят из элементов.

    Элемент класса любой предмет, входящий в данный класс. Например, элементами класса "столица" будут Москва, Париж, Лондон и т.д.

    Отношение принадлежности элемента а классу А записывается так: aÎА . Читается: элемент а принадлежит к классу А. Например, а – "Москва" и А – "столица".

    Рассмотрев основные структурные составляющие объема понятия, можно приступить к анализу второй основной логической характеристики понятия – содержанию.

    Выделение предметов в понятии всегда осуществляется в рамках некоторого класса предметов – рода. Например, столицы – среди городов, студенты – среди учащихся, люди – среди живых существ (животных) и т.п. Поэтому в содержании понятия особо выделяют родовые и видовые признаки (видовые отличия). Например, если содержание понятия "логика" – нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной деятельности, осуществляемой с помощью языка, то первый признак "нормативная наука" является родовым, он указывает на класс, в рамках которого выделяется формальная логика, а следующий признак "о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка" является видовым, с его помощью и выделяется формальная логика среди множества всех других наук.

    Когда говорят, что выделение предметов в понятии производится по существенным признакам, имеют в виду именно видовые отличия.

    В силу этого необходимо иметь общее представление о признаках и их видах.