Войти
Мир медицины
  • Полезные свойства, калорийность банана К какому семейству относится банан
  • Благоразумие благоразумный
  • Сонник: к чему снится Молоко, видеть во сне Молоко что означает
  • Если видишь во сне Три, что значит?
  • Основные положения индуизма Значение психического состояния во время смерти
  • Что такое сангха в буддизме?
  • Конспект урока на тему «Многообразие путей познания мира. Многообразие способов познания мира Теория многообразие путей познания мира таблица

    Конспект урока на тему «Многообразие путей познания мира. Многообразие способов познания мира Теория многообразие путей познания мира таблица

    В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И,С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

    Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

    Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

    Помогает ли искусство лучше понять мир? Поразмышляем над этими вопросами.

    Даже сейчас, в XXI в., большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы от «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде ролевой игры.

    Миф и познание мира.

    Мифология

    Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

    Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

    Что же такое миф и как он появился?

    Миф - это слово, предание. По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщение») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф - это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

    Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

    Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.



    В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличий - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

    Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

    Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

    Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

    От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Гес-периды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

    От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

    От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).

    От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

    Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?



    В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

    В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

    В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

    Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

    Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

    Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога-обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из-земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.

    В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,


    окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувства­ми и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстети­ческими образами или нравственными нормами.

    Его можно постигать взором художника и скульптора, а также ти­пичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина - при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.

    К вненаучным путям и способам освоения человеком окру­жающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.

    В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют «повседневным» (или «житейским») чувственным отражением и мышлением, «обы­денным разумом». В нем отражаются ближайшие, непосредствен­ные условия и содержание жизнедеятельности людей - природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания явля­ется так называемый здравый смысл, который включает элементар­ные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей по­вседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта. Здравый смысл служит целям ориентации в мире и его практическом освоении. Известно, например, что человеку важно знать о том, что можно потреблять в пищу, а что нельзя, что вода существует в твердом, жидком и парообразном состоянии, а при нагревании до 100°С закипает, что до оголенного электропроводни­ка дотрагиваться опасно и т.п.

    Эта форма познания включает в себя не только простейшие и нужные человеку знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как своеобразную кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное позна­ние «схватывает» поверхностную информацию о связях бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины, то это к холодной зиме. В рам­ках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубо­ким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. В таких обобщениях и существует народная мудрость, социокультурный опыт народов.

    Обыденное познание, особенно современного человека, вклю­чает элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, «по жизни», поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования и суеверия, мистику.

    Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ко­гда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.


    Миф - это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил ок­ружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом соз­нании - это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зри­телем их поединков и пиршеств.

    Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рожда­лись Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились пер­вые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о все­могущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других боже­ствах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, ко­торый якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древ­ние мифы оставили после себя не только образный стиль мышле­ния и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.

    Элементы мифотворчества существуют и в сознании современ­ного общества как архетипы культуры. Это обусловлено историче­ской преемственностью развития духовного мира людей, потребно­стями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с меч­той, идеалом, фантазией, надеждой.

    Среди путей познавательной деятельности человека специфиче­ское место занимает религиозное познание-постижение. Оно пред­ставляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзор­ных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых усло­виях установить контакт, получить от сверхъестественного спасе­ние, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие не­гативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное - это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание - богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безус­ловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными дог­мами являются положения о троичности Бога, о сотворенности все­го сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.

    Религиозное познание сформировало свою картину мира, кото­рая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-


    ховную культуру человечества. Религия - одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.

    Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира - художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчест­ве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.

    Познание мира в искусстве как профессиональном художествен­ном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как пре­красное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства яв­ляются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музы­ке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусст­ву человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружаю­щей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бы­тия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по со­держанию народном художественном творчестве.

    Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского по­знания характерен специфический язык, глубоко личностное отно­шение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия - это органическое единство научного знания и обы­денной жизненной мудрости человека. Философствовать - означа­ет не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания - обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художест­венным. Ее предназначение - постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интел­лект - великий дар и обретение духовной культуры человечества.

    Основные понятия Вненаучное познание, обыденное познание, мифо­логическое познание, религиозное познание, ху­дожественное познание, философское познание.

    Под путями познания понимают способы получения знаний. В ходе общественного развития знание передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Разграничи­вают научные (основанное на рациональности и логике) и нена­учное (основанное на чувственно-образном восприятии окру­жающей действительности). Наука - опытно-экспериментальное знание. Она появилась лишь в XVH веке. Частью научного по­знания является социальное познание. Научное познание такого объекта, как общество, включает в себя социальное знание (со­циологический подход) и гуманитарное знание (общечеловече­ский подход).

    Ненаучный путь познания представлен в следующих фор­мах:

    - обыденно-практическое (житейское);

    - игровое;

    - художественное (искусство);

    - мифологическое;

    - религиозное;

    - народная мудрость и здравый смысл;

    - самопознание;

    - паранаука (околонаучное знание)

    Исторически первой формой знания было мифологическое знание.

    Миф - самый ранний способ понимания природной и обще­ственной действительности (т.е. рассказ древнего человека о мироздании). Мифологическое познание - это первая попытка человечества в фантастических образах обобщить и объяснить различные явления природы и общества, своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Мифологическое познание тесно связано с религиозным, поскольку в нём отрази­лись элементы религии и представления о сверхъестественном. Из мифа выделились религиозная и философская формы знания.

    Обыденно-практическое, или житейское, познание («И опыт, сын ошибок трудных...») формируется на основе жизненной практики, опыта повседневной жизни, которые дос­тавляют элементарные сведения о природе и окружающей дей­ствительности и представляют простой набор полезных сведе­ний, приметы, наказы старших, личный опыт. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Однако жи­тейское познание субъективно ииндивидуально. Житейское по­знание сельского и городского жителя будет различаться в обы­денных вещах (откуда берётся вода, сколько минут надо идти от дома до школы и т.д.).

    Народная мудрость и здравый смысл - это обобщенные практические знания целых поколений.

    Возрастание объема и усложнение деятельности людей, на­правленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в ви­де описаний. Причем такие описания содержали собранный во­едино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщенного опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы Большинство положений народной муд­рости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью («Куй железо, пока горячо»). Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоя­нии, когда он легче поддается воздействию. Это суждение озна­чает призыв делать что-либо своевременно, пока условия спо­собствуют деятельности.


    Отличительной чертой народной мудрости как своеобразно­го свода рецептов поведения для разных случаев является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлени­ям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать се­годня» и «Утро вечера мудренее».

    Словарь определяет здравый смысл как стихийно склады­вающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды лю­дей на окружающую действительность и самих себя; эти взгля­ды являются основанием для практической деятельности и мо­рали. Здравый смысл включает определенные сведения, усвоен­ные стихийно, без специальной познавательной деятельности Эти знания усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Он составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь как поль­зоваться каким-либо прибором, целесообразно спросить у знаю­щего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе.

    Религиозное познание - это совокупность религиозных чувств, взглядов и представлений о Боге, бессмертии души т.д. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное познание исходит из того, что мир создан вечной и неизменной духовной сущностью - Богом. Познание божественной сущности с точки зрения религиозного познания и есть познание мира. Бог сотворил этот мир и все его законы, а значит, может изменять их. Таким образом, не имеет смысла изучать закономерности мира, а следует лишь познавать Бога.

    Познавательная сторона искусства заключается в том, что восприятие художественного образа влечет за собой расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще­го, и сферу прошлого, а иногда и будущего. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительно­сти. Жизненный опыт - при посредстве художественной фор­мы - не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и прошлыми поколениями. Этот опыт не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумыва­ние с новых точек зрения прежних жизненных решений. Искус­ство позволяет через единичные, уникальные явления и факты познавать типичное и универсальное. В своё время литератур­ный критик В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, через жизнеописание Онегина перед читателем проходят самые разные стороны жизни русского общества начала XIX в.

    Некоторое исследователи в качестве особой формы выде­ляют игровую форму знания. Игровое познание строится на ос­нове условных правил, целей и игровых норм. Оно носит обу­чающий характер, выявляет качества и возможности человека. Его относят к первым формам познания.

    Особое место в познавательной деятельности занимает са­мопознание, или рефлексия.

    Самопознание - это познание особого объекта, т е. самого себя. Оно происходит на основе формирования образа «я» (от­ношение к собственной внешности и представление о своих спо­собностях), которое затем переходит в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив» или «Я бездарность». Образ «я» не оста­ется неизменным на протяжении жизни. Важным средством по­знания является самоисповедь - полный внутренний отчёт перед собой. Изучение себя может осуществляться и в процессе другой деятельности - общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

    Паранаучное (дословно с лат. околонаучное) знание внеш­ние подражает научному. Однако в паранауке много туманных, и недоказанных положений, нет объективности и проверяемости, например в уфологии, астрологии и т.д. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят пока ясного и стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

    В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. Так, в античные времена было установлено различие между знанием и мнением. Если мнение не обязательно носит достоверный характер, то знание достоверно по определению. Мнение обычно относится к единичным объектам, тогда как знание охватывает общие свойства ряда сходных объектов. Мнение может меняться, оно неустойчиво, а знанию присущи устойчивость и всеобщий характер. Античные ученые нередко отождествляли знание с истиной разума - идеями.
    Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры. Главное различие между ними усматривалось в доказательности. Если вера таковой не предполагает, то знание требует строгой, логической аргументации.
    Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектом гносеологии - теории познания. Но именно с этого времени существует разделение знания на различные виды: обыденное, мифологическое, философское, религиозное, художественно-образное.
    Действительно, в мире знания переплетаются рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное. До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и с развитием науки даже сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания. О них речь в данном параграфе.

    МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

    Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Кто из нас не восхищался поэтичностью, волшебством мифов древних народов? Миф - это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей.
    Все происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Так, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея.
    В мифах, наряду с рассказами, повествованиями о событиях, важных для людей, утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Сами мифы служили особой «лабораторией» человеческой мысли, в которой были накоплены и систематизированы в определенном порядке социально одобренные образцы поведения на все случаи жизни.
    Какие же сведения об окружающем мире содержали в себе мифы? Прежде всего в них описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды. Вероятно, вы можете припомнить такие мифы. Во многих из них творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры (например, путем похищения у первоначальных хранителей) или как изготовление творцом. Так, в Древнем Междуречье существовал миф о первых мудрых правителях-полубогах, которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры.
    Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трех миров: небесного, земного и подземного.
    Знания о смене времен года содержались в календарных мифах и были связаны с повествованием об умирающих и о воскресающих богах и героях (Осирисе, Деметре, Персефоне и др.).
    У некоторых народов еще в древности существовали так называемые эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. Идеи гибели космоса или его частей присутствуют в мифах о потопе, который посылают всемогущие боги для испытания людей, давая возможность спастись отдельным представителям рода человеческого.
    Наряду с космическими темами в мифах присутствовали биографические мотивы: рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев. Все эти мифы содержали описания определенных испытаний, через которые герои успешно проходили. Вокруг некоторых мифологических героев складывались целые циклы, как и вокруг отдельных исторических персонажей. Пример первого типа мифов - мифы об Одиссее, Тезее, Геракле. Пример мифов о реальных событиях - мифы о Троянской войне, о которой известно не только по дошедшим до нас сказаниям, но и по данным раскопок немецкого археолога Г. Шлимана.
    Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Рамаяна», калмыцкий эпос «Джан-гар» и т. п. Былинные богатыри русского народа также напоминают героев биографических мифов.
    Мифы, сказки, эпос служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народов. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

    Постигая мифы своего народа, индивид начинал соотносить свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. В дописьменную эпоху мифы были вместилищем социальной памяти. Это была своеобразная «живая память», сохранявшая совокупность знаний, умений, опыта, накопленного не одним поколением людей.
    Уже в XX в. в исследовании мифов сформировалось несколько направлений. Так, Дж. Фрезер считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим, да и он является через откровение. Сторонники иного направления (функционалисты) видели в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. Функция мифа - обеспечивать преемственность культуры племени (народа).
    Мифологические представления древних людей об устройстве мира, деяниях богов и героев остались в прошлом. Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.
    В XIX в. эту роль приписывали идеям «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия», «царства всеобщей свободы» и т. д. И сегодня одних известных людей общественное мнение героизирует, а других демонизирует. Люди по-прежнему ждут «культурного героя», который откроет перед ними новые, невиданные возможности.

    «И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ...»

    Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснять мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания. В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». Например, человек, живший на берегу реки или озера, строил корабль, лодку для плавания по волнам. Основным результатом такой деятельности должно было стать судно, а побочным - знание о том, какое дерево взять, как и чем его обработать, какую форму придать плавучему средству передвижения. При этом закон Архимеда не был известен строителю судна. Но если лодка получалась удачной, то, скорее всего, правила, по которым она была построена, вполне соответствовали научным положениям, пусть даже неизвестным строителю-практику. Массу знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, винодела, строителя и т. д. Способом формирования практического знания являлось ученичество у опытного наставника, мастера, умельца.
    Практическому знанию, возникающему в ходе накопления опыта, соответствует и свой язык. Припомните: «на глазок», «чуть-чуть», «щепотку» и т. п. Попробуйте точно определить в граммах, минутах, сантиметрах, сколько это. Профессиональное мастерство обладателя такого практического знания требует способности определять микроны и миллиграммы, доли секунды; умения ориентироваться во всем многообразии инструментов, материалов, условий труда при помощи памятных знаков, привычки, сноровки.
    Большинство практических знаний не претендует на теоретическое обоснование и обходится без него. Сегодня трудно найти ребенка, который не умеет пользоваться телевизором, хотя вряд ли он знает принципы передачи изображения на расстояние. Каждый сможет завязать шнурки и при этом обойтись без всякой научной теории.
    В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем усваивает их как бы исподволь, без специальных усилий, действуя по образцу. Оценочные знания, связанные с повседневным опытом, иногда называют духовно-практическими. От них один шаг до народной мудрости.

    НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

    Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости.
    На ранних этапах истории человеческая мудрость приписывалась прежде всего богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей. Считалось, что люди, которых коснулась «искра Божья», приобретали способность судить о неведомом, предрекать ход событий, направляемых самими богами. С разрушением устоев общества, в котором господствовала мифология, изменилось и понимание мудрости. Она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов.
    Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы. Все знают выражение «Куй железо, пока горячо». Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоянии, когда он легче поддается воздействию. Оно означает призыв делать что-либо своевременно, пока условия способствуют деятельности. Сейчас оно может означать действия, вовсе не связанные с кузнечным ремеслом. Большинство свидетельств народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью.
    Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей. И вместе с тем народная загадка доступна любому человеку, обладающему природным умом и жизненным опытом. Вспомните, как часто в сказке Иванушка-дурачок на деле оказывается достаточно сообразительным, чтобы найти ответы на загадки Василисы Премудрой.
    Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям, поступкам, поэтому встречаются прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Работа - не волк, в лес не убежит», а рядом «Не спеши языком - торопись делом». Вы сами можете продолжить подбор такого рода суждений народной мудрости.
    Теперь обратимся к тому, что такое здравый смысл. Словарь определяет его как стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. Попытаемся разобраться в этом толковании.
    Прежде всего здравый смысл включает сведения (их можно также назвать знаниями), усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Они усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. В этом понимании здравый смысл составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь, как пользоваться каким-то прибором, целесообразно спросить у знающего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому деятелю.
    Несомненно, здравый смысл фиксирует многократно проверенные, казалось бы, очевидные сведения. Но можно ли всегда и во всем доверять только ему? Иными словами, достаточно ли для полноценной деятельности только здравого смысла?
    Стоит заметить, что здравый смысл, будучи тесно связанным с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, устойчивыми представлениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных, незыблемых истин. Так, во времена Гомера полагали возможным существование людей с песьими головами. Это вызывало удивление, но не сомнение. Здравый смысл - явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют прежние, однако все-таки с течением времени изменения происходят. Может быть, и неплохо, что в процессе непрерывного развития представлений о мире остаются неизменными некоторые области знаний, опирающихся не столько на науку, сколько на живой опыт предков.

    ПОЗНАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

    Иной тип познания дает искусство. Оно имеет дело с художественным освоением мира. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. (Далее своеобразие эстетической деятельности будет обсуждаться специально. Здесь мы ограничимся указанием на познавательную сторону искусства.)
    Так, можно изучать историческое прошлое по архивным документам и археологическим находкам, систематизируя и обобщая их. Но можно узнавать о прошлом и с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени.
    В свое время литературный критик В. Г. Белинский называл роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, читатели знакомятся с различными сторонами жизни русского общества начала XIX в.
    Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ.
    Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. Литературный рассказ о событии не является самим событием, но дает возможность воссоздать его при помощи фантазии читателя. Мрамор не является живой плотью, но стоит «отсечь от глыбы лишнее», как утверждал великий скульптор Микеланджело, придать холодному камню форму художественного образа - и вот перед восхищенным зрителем мощное тело красавца атлета или озаренное светом мудрости лицо философа. Плоскость холста, использованного живописцем при помощи мастерства, цвета, линии, композиции, превращается в трехмерное пространство. Такое замещение одного предмета другим ведет свое начало от первобытного миросозерцания, согласно которому все вещи могут превращаться друг в друга. Один предмет может заменять собой другой, при этом яснее становится суть и предназначение обоих.
    В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла. Следование ему было необходимым условием художественной деятельности. В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т. е. творить мир по собственному представлению о нем. В XVIII в., когда бурно развивались знания о природе, художественная форма стала восприниматься как своеобразная организация, упорядоченность, подчиненная внутренним целям. Художник, познавая мир, преображал его в художественных образах. От Г. Гегеля ведет начало понимание искусства как «мышления в образах».
    Г. Гегель писал, что образ стоит «посредине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью». Иными словами, образ помогает представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение как выражение мысли. Поясним это на примере.
    У М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Поэт» находим образ: поэзия - «колокол на башне вечевой». Здесь сопоставляются далекие друг от друга реально существующие объекты. Но с помощью замещения одного другим появляется возможность открыть в поэзии такое свойство, как способность объединять людей, созывать их в минуты, важные для жизни, и т. д. Согласитесь, что можно написать множество книг на тему «Что такое поэзия», а можно предложить яркий образ, и многое делается яснее, проникновение в мир поэзии становится глубже. Вместе с тем объяснять словами смысл художественного образа непросто. При этом неизбежно происходит его обеднение, какие-то важные детали не переводятся на язык слов, остается тайна звучащего поэтического образа.
    Поэту древности Гесиоду принадлежат слова: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду». Будучи идеальным, а не реальным объектом, образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, гипотез и других мыслительных конструкций, которыми человек пользуется, познавая мир. Он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов. Образ раскрывает в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, вечное. В нашем примере из Лермонтова несущественными являются конкретные характеристики колокола, для нас важно то назначение поэзии, которое найденный образ передает емко и глубоко.
    С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким способом.
    Итак, согласимся, что познавательная деятельность весьма разнообразна. Она не может быть представлена как торжественное шествие к абсолютной истине, в ходе которого осуществляется прирост все новых и новых истин. На пути познания человека ждут и заблуждения, и разочарования, и ошибки. Передовые научные знания могут уживаться с предрассудками и невежеством. Все это не отменяет значения научного познания, но лишь подчеркивает, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

    ТАМ, ГДЕ КОНЧАЕТСЯ НАУКА

    Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука» (от лат. para - после, при), т. е. околонаучное знание. В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Как часто приходится читать или слышать о неких загадочных, необъяснимых явлениях (неопознанных объектах, фантастических случаях исцеления неизлечимо больных, отвергнутых медицинской наукой и практикой, и т. д.). Нет сомнения, далеко не все тайны природы, общества, самого человека открыты, никто не возьмется утверждать, что наука проникла в самые далекие уголки мироздания. В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.
    Вероятно, было бы неверным считать, что все, что сегодня наука объяснить не может, - это область паранауки. Конечно, возможны прорывы на отдельных участках познания, обгоняющие развитие теорий. Существуют достоверные факты, не вписывающиеся в сложившиеся научные системы. Но это не значит, что недобросовестное обращение с такими фактами дает право на отрицание их научной ценности. Подход к таким вопросам должен быть продуманным и объективным.
    Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Например, утверждение «Человек рождается со сферическим биополем» содержит больше вопросов, чем информации. Что такое сферическое биополе? Кто и как определил его сферичность? На какое расстояние оно распространяется? Если геометрически человек не точка, то значит ли это, что на разных участках тела биополе имеет разную толщину, чтобы оставаться сферой? Но паранаука не стремится к ответам на эти бесконечные вопросы, она безапелляционно использует подобную формулу, объясняя с ее помощью причины болезней или другие проблемы человека.
    Для паранауки характерны также завышенные претензии на внимание к себе (это выглядит примерно так: «Я предложил новое лекарство от всех болезней, но фармацевтам объяснять этого не буду, поскольку они еще не доросли. Организуйте мне доклад перед президиумом Академии наук или выступление по телевидению на всю страну, иначе я слова не скажу»). Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие. При этом паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п.
    Заканчивая разговор о паранауке, отметим, что, хотя она иногда и способствует выдвижению новых научных проблем, для нее характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.

    Раздел Познание

    Познание: уровни и методы.

    Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение но­вого знания об окружающем мире .

    Субъект познания

    Результат

    Объект познания

    Познаю­щий чело­век, наде­ленный волей и со­знанием, или кол­лектив

    Все об­щество

    Познавае­мый пред­мет, (про­цесс, яв­ление, внутреннее состояние человека)

    Весь ок­ружаю­щий мир

    Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.

    Агностицизм

    (гр. agnostos -

    Недоступный познанию)

    Скептицизм

    (гр. skeptikos - рассматривающий,

    критикующий)

    Оптимизм

    (лат. optimus -

    наилучший)

    Отрицает полностью или частично возможность по-

    знания мира, познание не дает достоверных сведений о мире

    Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в

    том, что все знания о мире носят достоверный характер

    Утверждает принципиальную познаваемость мира,

    принципиальную

    возможность получения достоверныхзнаний о мире

    Познание имеет два уровня (две стороны) - чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слу­хом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное позна­ние - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществля­ется посредством мышления.

    Формы чувственного познания

    Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-

    Ственного воздействия на органы чувств.

    Восприятие - чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-

    Вующих на органы чувств.

    Представление - чувственно-наглядный, обобщенный об­раз предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроиз­водимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

    Формы рационального познания

    Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

    Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.

    Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

    По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.

    Эмпиризм - единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

    Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

    Чувственное познание

    Рациональное познание

    Непосредственность, выра­жающаяся в прямом воспроиз­ведении объекта

    Наглядность и предметность возникающих в результате по­знания образов

    Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

    Опора на результаты чувст­венного познания

    Абстрактность и обобщен­ность возникающих в резуль­тате познания образов

    Воспроизведение объектов на основе внутренних закономер­ных связей и отношений

    Истина - это знание, соответствующее своему пред­мету, совпадающее с ним.

    Абсолютная истина - это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

    Относительная истина - это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

    Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

    Критерии (измерители, показатели, то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения) истины:

    соответствие законам логи­ки;

    соответствие ранее открытым законам на­уки;

    практика;

    про­стота, экономичность формы.

    Заблуждение - это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не со­ответствующее реальности, но принимаемое за истину.

    Ложь - это сознательное искажение образа объекта.

    Знание - результат познания действительности, полученное человеком в ходе активного отражения объективных зако­номерных связей и отношений реального мира.

    Виды знания

    Наименование

    Сущность

    Житейское

    Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.

    Научное

    достоверное обобщение фактов, облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы (формулы, графики, схе­мы и т. д.)

    Художествен­ное

    Строится на образе. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности, средства , при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); большую роль в процессе познания играет воображение и фантазии познающего субъекта.

    Иррациональ­ное

    Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмо­ции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномаль­ные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки

    Личностное

    Зависимо от способностей субъекта и от особен­ностей его интеллектуальной деятельности

    Научное познание

    Научное познание - особый вид познавательной де­ятельности, направленный на выработку объективных , системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

    Основными особенностями научного познания являются следующие:

    Объективность добываемого знания;

    Развитость понятийного аппарата (категориальность);

    Рациональность, связанная с непротиворечивостью,

    Системность;

    До­казательность и проверяемость;

    Высокий уровень обобщения знаний;

    Универсальность;

    Использование специальных способов и методов позна­вательной деятельности.

    Научное познание имеет свои уровни, формы и методы .

    Уровни научного познания

    Формы научного познания

    Методы научного познания

    Эмпирический (выявление объек­тивных фактов)

    Научный факт

    Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация, опи­сание, сравне­ние

    Теоретический (выявление закономерностей, внутрен­них связей)

    Проблема

    Гипотеза

    Анализ и син­тез, дедукция и индукция,ана­логия, модели­рование, абст­рагирование, идеализация, формализация, математизация

    Закон - объективная, существенная, всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

    Проблема - осознанная формулировка вопросов, возни­кающих в ходе познания и требующих ответа.

    Гипотеза (гр. hypothesis - основа, предположение ) - на­учное предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно, носит ве­роятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке , обосновании.

    Теория - наиболее развитая форма научного знания, даю­щая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности, система законов.

    Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания .

    Наблюдение

    Эксперимент (лат. - проба, опыт)

    Целенаправленное и органи­зованное восприятие внеш­него мира, доставляющее первичный материал для на­учного исследования

    Исследование какого-либо явле­ния путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствую­щих целям исследования, или же через изменение течения процес­са в нужном направлении

    Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна­ния на объект исследования

    Наличие преобладающего воз­действия субъекта познания на объект исследования

    Возможность использования приборов и инструментов

    Создание необходимых условий, включая устранение всех мешаю­щих факторов; материальные воз­действия на объект или условия; измерения с применением соответ­ствующих технических устройств

    К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

    Анализ (гр. analysis - разложение) - процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час­ти.

    Синтез (гр. synthesis - соединение) - процесс мысленно­го или фактического воссоединения целого из частей.

    Индукция (лат. inductio - наведение) - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор со­вершается переход к общим положениям. Отдельные фак­ты как бы наводят на общее положение.

    Дедукция (лат. deductio - выведение) - доказательст­во или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе зако­нов логики, носящее достоверный характер.

    Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia - соответствие) - сходство нетожде­ственных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью система­тического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

    Моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объек­та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.

    Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс­ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения.

    Формализация (лат. forma - вид, образ) - уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов.

    Математизация - использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

    «Свои выводы наука формулирует в____________(1), за­конах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отноше­ние познающего_____________(2) к изучаемым явлени­ям. Все, что наука делает своим___________(3), она ис­следует со стороны закономерностей и_______(4). Научное

    познание опирается на систему__________(5) и выраба­тывает свой собственный ___________(6), отличный от

    обычного».

    А)вопрос Е) теория

    Б) предмет Ж) язык

    В) проблема 3) субъект

    Г) метод И) причина

    Ответ: ЕЗБИГЖ.

    Социальные науки, их классификация

    Социальные науки - форма духовной деятельности лю­дей, направления на производство знаний об обществе.

    Наиболее об­щие знания об обществе в целом призваны давать такие нау­ки, как философия и социология.

    Важнейшие социальные науки

    Наименование

    Сущность

    Социология (гр. societas - общество и гр. logos - уче­ние, слово)

    Наука о закономерностях раз­вития и функционирования со­циальных систем как глобаль­ных (общество в целом), так и частных

    Философия (гр. phileo - люблю и sophia - мудрость)

    Наука о наиболее общих зако­нах развития природы, общест­ва и познания

    История

    Наука, изучающая прошлое че­ловеческого общества

    Культурология (лат. cultu-га - возделывание, обраба­тывание и гр. logos - уче­ние, слово)

    Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю сово­купность знаний о культуре

    Политология (гр. polity - права гражданства, полити­ческий порядок и logos - учение,слово)

    Наука, объектом изучения ко­торой является многообразие политической жизни (инсти­туты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдель­ных обществ, так и мирового сообщества в целом

    Правоведение

    Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты пра­воприменительной деятельности

    Экономика (от гр. oikos - домашнее хозяйство и по-mos - правило)

    Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют посто­янно растущие потребности

    Эстетика (гр. aisthetikos - чувствующий, чувственный)

    Наука о закономерностях эсте­тического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты

    Этика (гр. ethos - привыч­ка, обычай)

    Одна из древнейших теоретиче­ских дисциплин, объектом изу­чения которой является мораль

    Социальное и гуманитарное знание

    Социальное познание - процесс приобретения и разви­тия знаний о человеке и обществе.

    Особенности социального познания

    1. Субъект и объект познания совпадают .

    2. Получаемое социальное знание всегда связано с инте­ресами индивидов-субъектов познания.

    3. Социальное знание всегда нагружено оценкой , это цен­ностное знание. естествознание - «истины разума», обще­ствознание - «истины сердца».

    4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных за­кономерностей затруднено.

    5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень бы­стро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

    6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

    Описать и понять социальные явления позволяет пра­вильный подход к ним. Это означает, что социальное позна­ние должно опираться на следующие принципы :

    Рассматривать социальную действительность в разви­тии;

    Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

    Выявлять общее (исторические закономерности) и осо­бенное в общественных явлениях.

    Интерпретация социального факта - это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.