Войти
Мир медицины
  • Рецепты выпечек без пшеничной муки
  • Кто изобрел пенициллин и в каком году
  • Несуществующие страны и государства
  • Тибетское буддийское варварство или о тибетском монашеском "рае"
  • Гороскоп для лунных рыб на год
  • Бланк декларации по енвд Бланк налоговой декларации енвд excel
  • Познавательный аспект в экскурсиях и методы его внедрения. Емельянов Б.В

    Познавательный аспект в экскурсиях и методы его внедрения. Емельянов Б.В

    Как бы ни были обширны знания экскурс овода, только с помощью логики ясной и определенной форме они могут быть доведены до аудитории. Опыт показывает, что многие экскурсоводы, практически не зная законов логики, мыслят и рассуждают правильно и убедительно. Они делают это, опираясь на естественную интуитивную логику, сформированную в ходе многолетней практики. «Однако не всегда эта интуитивная логика успешно справляется с встающими перед ней задачами».

    К числу логических законов относятся: определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Логическая форма - структура, строение мыслей. Логические приемы - сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

    Методистам и экскурсоводам при создании экскурсии следует учитывать действие основных законов мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания.

    Закон тождества . В экскурсии он находит выражение в том, что в рассказе экскурсовода о каком-либо объекте (событии или явлении) данный объект не должен подменяться другим, чтобы понятия в рассказе не имели разного смысла. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной сама себе.

    Закон противоречия . Он требует, чтобы в ходе рассказа об объекте (явлении, событии) последний не рассматривался как нечто отличное от того, что он собой представляет (т. е. две противоположные мысли не могут быть истинными в одно и то же время, если они относятся к одному и тому же предмету или явлению и по своему содержанию противоречат друг другу). Это означает, что какая-либо мысль в рассказе экскурсовода не может менять свое содержание в течение всей экскурсии (т. е. никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным). Авторы экскурсии не должны допускать противоречий в толковании исторических событий или оценке объектов, высказывать полярные (т. е. противоположные) мнения по одному и тому же вопросу.

    Закон исключенного третьего говорит о том, что между утверждением и отрицанием чего-либо нет ничего третьего. Если одна мысль утверждает, другая - отрицает, то истинным является одно из этих мнений, а не какая-то третья мысль. При выдвижении в экскурсионном рассказе вариантных суждений по поводу одного события или объекта, экскурсовод выбирает предпочтительный вариант, тем самым утверждая его истинность. При этом к другому варианту высказывается отрицательное отношение.

    Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснованной. Только при этом условии она может быть признана истинной. Любая истинная мысль должна быть подтверждена другими мыслями, истинность которых бесспорна, т. е. доказана. В рассказе экскурсовода следует избегать голословных, необоснованных суждений. Всякое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.

    Владение законами логики позволяет методистам и экскурсоводам успешно решать следующие логические проблемы:

    Обеспечение доказательного изложения экскурсионного материала с помощью убедительных доводов и прежде всего умелого использования зрительных аргументов;

    Определение логической последовательности в освещении исторических событий, характеристике фактов и примеров;

    формулирование выводов, заключающих словесную часть экскурсии и ее зрительный ряд;

    Выбор логической схемы в использовании каждого методического приема показа и рассказа;

    Выработка оптимальной композиции экскурсии, ее структуры, обеспечивающей логическое раскрытие темы.

    Выполнение требований логики в экскурсии имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что словесно изложенные тезисы и положения поясняются в основном с помощью зрительных аргументов.

    В процессе познания действительности человек приобретает новые знания. Они подразделяются на две части: а) знания , получаемые при воздействии предметов окружающего нас мира на наши органы чувств; б) знания, получаемые путем выведения из знаний, уже имеющихся. Последние получили название выводных или опосредованных знаний.

    Большое значение для практики имеет владение экскурсоводом логической формой получения знаний. Такой формой является умозаключение - форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. В экскурсиях, где используется порой неоднозначный материал, умозаключение , основанное на логике, позволяет сделать правильные выводы. Любое умозаключение состоит из трех ступеней: посылок, вывода и заключения. Посылки - исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Вывод - логический переход от посылок к заключению. Заключение - новое суждение, получаемое от посылок.

    Логическое построение материала экскурсии оказывает целенаправленное воздействие на экскурсантов, обеспечивает наиболее полное понимание и запоминание показанного и рассказанного экскурсоводом. Логика мыслей и действий руководителя экскурсии вызывает интерес экскурсантов, приковывает их внимание к теме, заставляет самостоятельно мыслить по поводу излагаемого материала, подводит экскурсантов к правильным умозаключениям.

    Следует помнить, что у логики есть «своя» опорная конструкция в каждой экскурсии, какой бы теме она ни была посвящена. Имеется в виду логический переход . Однако не следует при использовании логического перехода ограничивать его действие в качестве переходного мостика в рассказе. Нельзя также делать попытки при помощи логического перехода связать между собой показываемые памятники, перекинуть мостик объекта к объекту вне зависимости от содержания рассказа, сопровождающего показ этих памятников.

    Главная особенность логического перехода состоит в том, что он является связующим и для частей показа (между собой), и для частей рассказа. Он представляет собой словесно-зрительный мостик между зрительными объектами и словесно излагаемыми основными вопросами и подтемами.

    Содержание логических переходов между одними и теми же памятниками в экскурсиях на разные темы различно. Так происходит потому, что каждый раз рассказ ведется об иных исторических событиях, а логический переход, являясь частью рассказа, отражает его содержание. Те части логического перехода, что служат «мостиком» от одного памятника к другому, независимо от темы во всех экскурсиях идентичны.

    Значение логических переходов в экскурсиях велико. Предваряя содержание очередной подтемы, вызывая нужные эмоции участников экскурсии, такие переходы создают необходимые условия для лучшего усвоения подтем и целом стного усвоения всей темы.

    В методической литературе делается попытка выделить варианты логических переходов с помощью понятий:

    - подчиненных , когда после объяснения конкретных фактов доблестного труда людей в тылу, экскурсовод переходит к широкому показу событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.;

    - тождественных , когда от рассказа о лесных массивах в природоведческих экскурсиях экскурсовод делает логический переход к показу лесостепной зоны;

    - противоположных , когда совершается переход от той части экскурсии, где шел показ мемориальной усадьбы «Ясная Поляна» под Тулой к оценке действий немецких оккупантов, разрушивших и осквернивших этот памятник русской и мировой культуры;

    - соотносительных , когда с помощью логического перехода внимание экскурсантов направляется на сопоставление только что показанного памятника с другим, который будет показан, одной проблемы, о которой шла речь, с другой, которой посвящается дальнейший рассказ экскурсовода;

    - соподчиненных, когда логический переход делается от характеристики одного события, например, боевых действий, одного воинского подразделения, к характеристике сражения в целом (Сталинградская битва).

    Все эти варианты логических переходов используются между подтемами с целью объединения материала в единое целое.

    Кроме того, при подготовке контрольного текста и методической разработке экскурсии ставится задача - связать между собой отдельные составные части подтем, в особенности основные вопросы, входящие в подтему. Такая логическая связь способствует более глубокому раскрытию подтемы.

    В ходе экскурсии в рассказе широко используются логические суждения, которые являются формой мысли, утверждающей или отрицающей что-либо в связи с наблюдаемым объектом. Логические суждения могут быть направлены на решение следующих задач:

    Выделение предмета наблюдения из окружающей среды, отделение его от других объектов. На этом построен методический прием абстрагирования;

    Раскрытие (наблюдение) определенной части внешнего вида объекта. На этом построены различные формы экскурсионного анализа;

    Рассмотрение отношений между объектом в целом и выделенной его частью.

    Владение законами логики помогает экскурсоводу решить ряд задач, стоящих перед экскурсией, добиться убедительности в изложении материала, необходимой связи мыслей, понимания и запоминания материала экскурсантами. Поэтому законы и требования логики должны быть учтены при разработке новых тем (в отборе фактического материала и логических переходов), объединении основных вопросов в подтему и подтем - в единое стройное целое. Авторы экскурсий при составлении маршрута, оформлении содержания контрольного текста и методической разработки руководствуются логикой развития экскурсионной темы. Методические работники и экскурсоводы при подготовке экскурсии, строя показ объектов, исходят из требований логики: обеспечить последовательность действий экскурсовода, выделить ступени показа, подкрепить их методическими приемами. На этой основе построена система заданий экскурсантам, наблюдающим экскурсионный объект.

    Выводы.


    Логические законы в процессе подготовки и проведения экскурсий играют важную роль. Вся экскурсионная методика, ее приемы построены с учетом законов и требований логики. Участие в экскурсиях должно способствовать формированию логического мышления у участников мероприятий. Работа экскурсовода по подготовке и проведению экскурсий ведется с учетом законов и требований логики, заставляет логически мыслить самого экскурсовода.

    Ошибкой организаторов экскурсионного процесса является подмена зрительных аргументов с использованием объектов пространными рассуждениями экскурсоводов.

    Знание законов и требований логики, умелое применение их в ходе подготовки и проведения экскурсии, являются основой эффективности экскурсионного процесса. Логическая стройность и хронологичность в экскурсии - важным условия восприятия экскурсионного материала.
    КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
    Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

    Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых-экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый-экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.

    Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются: а) по содержанию; б) по составу и количеству участников; в) по месту проведения; г) по способу передвижения; д) по продолжительности; е) по форме проведения.

    Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

    Обзорные экскурсии , как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

    В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

    Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

    Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

    Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

    Историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);

    Археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

    Этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

    Военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);

    Историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

    Экскурсии в исторические музеи.

    Производственные экскурсии делятся на подгруппы:

    Производственно-исторические;

    Производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

    Производственно-технические;

    Профессионально-ориентационные для учащихся.

    Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:

    Историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);

    Историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);

    По народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);

    По местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);

    В картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

    Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

    Литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т. д.);

    Историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов ХХ века»,

    Литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»» и др.).

    Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

    Экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

    Экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

    Экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

    Экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

    Экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

    Экскурсии по новостройкам.

    Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

    По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

    Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

    По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

    По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

    Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

    Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

    Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

    Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

    Краткосрочные туры (от 1 до 3 - 4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

    По форме проведения экскурсии могут быть различными:

    Экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10 - 20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

    Экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

    Экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

    Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

    Экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

    Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

    Экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

    Экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;

    Экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

    Учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

    Пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

    Показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;


    Выводы.

    Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.


    ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИЙ
    Одинаковых экскурсий не существует, они различаются прежде всего по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания :

    Какому именно кругу явлений посвящается данное произведение;

    Цель связана с понятиями цель и идея и предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких. идейных позиций. Идея - замысел экскурсии , ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения (экскурсии).

    Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии.

    Подготовка новой темы, содержания экскурсии - это многомесячный напряженный труд коллектива работников. Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть подан в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе объектов.

    Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется - как показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в данном случае.

    Некоторые объекты показываются в нескольких экскурсиях. Например, Кремль и Красная площадь показываются в обзорных экскурсиях. И в каждой из них об одном и том же объекте дается разный объем информации, в рассказах он освещается в различных ракурсах.

    Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ должен «работать» на ее основную тему. По пути следования группы в экскурсию могут «вторгаться» объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Сведения о таких объектах могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно рассматриваемой теме. Поэтому экскурсовод может сообщить о них экскурсантам только в качестве ответов на вопросы.

    Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.

    Композицией экскурсии называют расположение, последовательность соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

    Ведущая подтема - композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.

    Многотемье обзорной экскурсии не дает возможности достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование собьггий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее подтемы может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.

    Название экскурсии - это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования.

    У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия «Москва - столица России» может иметь и другое название: «Москва вечерняя» и др.).

    Выводы.

    Главная задача развития тематики экскурсий - наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги. Для выполнения этой задачи следует рассматривать тематику в трех планах: как тематику экскурсионного учреждения, которая построена на сумме специальностей экскурсоводов; как тематику конкретной методической секции, построенную на усилиях работников одной специальности (исторической, литературной, искусствоведческой, природоведческой и др.) и как тематику конкретного экскурсовода, которая построена на максимальном использовании его знаний и опыта, как специалиста определенной отрасли.

    Постоянная разработка новых интересных тем, совершенствование действующей тематики являются одним из главных резервов роста объема экскурсионных услуг, предоставляемых потребителю.

    1.7. Логика в экскурсии

    Как бы ни были обширны знания экскурс овода, только с помощью логики в ясной и определенной форме они могут быть доведены до аудитории. Опыт показывает, что многие экскурсоводы, практически не зная законов логики, мыслят и рассуждают правильно и убедительно. Они делают это, опираясь на естественную интуитивную логику, сформированную в ходе многолетней практики. "Однако не всегда эта интуитивная логика успешно справляется с встающими перед ней задачами" 1 .

    К числу логических законов относятся: определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Логическая форма - структура, строение мыслей. Логические приемы - сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

    Методистам и экскурсоводам при создании экскурсии следует учитывать действие основных законов мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания 2 .

    Закон тождества. В экскурсии он находит выражение в том, что в рассказе экскурсовода о каком-либо объекте (событии или явлении) данный объект не должен подменяться другим, чтобы понятия в рассказе не имели разного смысла. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной сама себе.

    Закон противоречия. Он требует, чтобы в ходе рассказа об объекте (явлении, событии) последний не рассматривался как нечто отличное от того, что он собой представляет (т. е. две противоположные мысли не могут быть истинными в одно и то же время, если они относятся к одному и тому же предмету или явлению и по своему содержанию противоречат друг другу). Это означает, что какая-либо мысль в рассказе экскурсовода не может менять свое содержание в течение всей экскурсии (т. е. никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным). Авторы экскурсии не должны допускать противоречий в толковании исторических событий или оценке объектов, высказывать полярные (т. е. противоположные) мнения по одному и тому же вопросу.

    Закон исключенного третьего говорит о том, что между утверждением и отрицанием чего-либо нет ничего третьего. Если одна мысль утверждает, другая - отрицает, то истинным является одно из этих мнений, а не какая-то третья мысль. При выдвижении в экскурсионном рассказе вариантных суждений по поводу одного события или объекта, экскурсовод выбирает предпочтительный вариант, тем самым утверждая его истинность. При этом к другому варианту высказывается отрицательное отношение.

    Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснованной. Только при этом условии она может быть признана истинной. Любая истинная мысль должна быть подтверждена другими мыслями, истинность которых бесспорна, т. е. доказана. В рассказе экскурсовода следует избегать голословных, необоснованных суждений. Всякое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.

    Владение законами логики позволяет методистам и экскурсоводам успешно решать следующие логические проблемы:

    Обеспечение доказательного изложения экскурсионного материала с помощью убедительных доводов и прежде всего умелого использования зрительных аргументов;
    - определение логической последовательности в освещении исторических событий, характеристике фактов и примеров;
    - формулирование выводов, заключающих словесную часть экскурсии и ее зрительный ряд;
    - выбор логической схемы в использовании каждого методического приема показа и рассказа;
    - выработка оптимальной композиции экскурсии, ее структуры, обеспечивающей логическое раскрытие темы.

    Выполнение требований логики в экскурсии имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что словесно изложенные тезисы и положения поясняются в основном с помощью зрительных аргументов.

    В процессе познания действительности человек приобретает новые знания. Они подразделяются на две части:

    а) знания, получаемые при воздействии предметов окружающего нас мира на наши органы чувств;
    б) знания, получаемые путем выведения из знаний, уже имеющихся. Последние получили название выводных или опосредованных знаний 1 .

    Большое значение для практики имеет владение экскурсоводом логической формой получения знаний. Такой формой является умозаключение - форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. В экскурсиях, где используется порой неоднозначный материал, умозаключение, основанное на логике, позволяет сделать правильные выводы. Любое умозаключение состоит из трех ступеней: посылок, вывода и заключения. Посылки - исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Вывод - логический переход от посылок к заключению. Заключение - новое суждение, получаемое от посылок.

    Логическое построение материала экскурсии оказывает целенаправленное воздействие на экскурсантов, обеспечивает наиболее полное понимание и запоминание показанного и рассказанного экскурсоводом. Логика мыслей и действий руководителя экскурсии вызывает интерес экскурсантов, приковывает их внимание к теме, заставляет самостоятельно мыслить по поводу излагаемого материала, подводит экскурсантов к правильным умозаключениям.

    Следует помнить, что у логики есть "своя" опорная конструкция в каждой экскурсии, какой бы теме она ни была посвящена. Имеется в виду логический переход . Однако не следует при использовании логического перехода ограничивать его действие в качестве переходного мостика в рассказе. Нельзя также делать попытки при помощи логического перехода связать между собой показываемые памятники, перекинуть мостик объекта к объекту вне зависимости от содержания рассказа, сопровождающего показ этих памятников.

    Главная особенность логического перехода состоит в том, что он является связующим и для частей показа (между собой), и для частей рассказа. Он представляет собой словесно-зрительный мостик между зрительными объектами и словесно излагаемыми основными вопросами и подтемами.

    Содержание логических переходов между одними и теми же памятниками в экскурсиях на разные темы различно. Так происходит потому, что каждый раз рассказ ведется об иных исторических событиях, а логический переход, являясь частью рассказа, отражает его содержание. Те части логического перехода, что служат "мостиком" от одного памятника к другому, независимо от темы во всех экскурсиях идентичны.

    Значение логических переходов в экскурсиях велико. Предваряя содержание очередной подтемы, вызывая нужные эмоции участников экскурсии, такие переходы создают необходимые условия для лучшего усвоения подтем и целостного усвоения всей темы.

    В методической литературе делается попытка выделить варианты логических переходов с помощью понятий:

    Подчиненных, когда после объяснения конкретных фактов доблестного труда людей в тылу, экскурсовод переходит к широкому показу событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
    - тождественных, когда от рассказа о лесных массивах в природоведческих экскурсиях экскурсовод делает логический переход к показу лесостепной зоны;
    - противоположных, когда совершается переход от той части экскурсии, где шел показ мемориальной усадьбы "Ясная Поляна" под Тулой к оценке действий немецких оккупантов, разрушивших и осквернивших этот памятник русской и мировой культуры;
    - соотносительных, когда с помощью логического перехода внимание экскурсантов направляется на сопоставление только что показанного памятника с другим, который будет показан, одной проблемы, о которой шла речь, с другой, которой посвящается дальнейший рассказ экскурсовода;
    - соподчиненных, когда логический переход делается от характеристики одного события, например, боевых действий одного воинского подразделения, к характеристике сражения в целом (Сталинградская битва).

    Все эти варианты логических переходов используются между подтемами с целью объединения материала в единое целое.

    Кроме того, при подготовке контрольного текста и методической разработке экскурсии ставится задача - связать между собой отдельные составные части подтем, в особенности основные вопросы, входящие в подтему. Такая логическая связь способствует более глубокому раскрытию подтемы.

    В ходе экскурсии в рассказе широко используются логические суждения, которые являются формой мысли, утверждающей или отрицающей что-либо в связи с наблюдаемым объектом. Логические суждения могут быть направлены на решение следующих задач:

    Выделение предмета наблюдения из окружающей среды, отделение его от других объектов На этом построен методический прием абстрагирования;
    - раскрытие (наблюдение) определенной части внешнего вида объекта. На этом построены различные формы экскурсионного анализа;
    - рассмотрение отношений между объектом в целом и выделенной его частью.

    Владение законами логики помогает экскурсоводу решить ряд задач, стоящих перед экскурсией, добиться убедительности в изложении материала, необходимой связи мыслей, понимания и запоминания материала экскурсантами. Поэтому законы и требования логики должны быть учтены при разработке новых тем (в отборе фактического материала и логических переходов), объединении основных вопросов в подтему и подтем - в единое стройное целое. Авторы экскурсий при составлении маршрута, оформлении содержания контрольного текста л методической разработки руководствуются логикой развития экскурсионной темы. Методические работники и экскурсоводы при подготовке экскурсии, строя показ объектов, исходят из требований логики: обеспечить последовательность действий экскурсовода, выделить ступени показа, подкрепить их методическими приемами. На этой основе построена система заданий экскурсантам, наблюдающим экскурсионный объект.

    Выводы

    Логические законы в процессе подготовки и проведения экскурсий играют важную роль. Вся экскурсионная методика, ее приемы построены с учетом законов и требований логики. Участие в экскурсиях должно способствовать формированию логического мышления у участников мероприятий. Работа экскурсовода по подготовке и проведению экскурсий ведется с учетом законов и требований логики, заставляет логически мыслить самого экскурсовода.

    Ошибкой организаторов экскурсионного процесса является подмена зрительных аргументов с использованием объектов пространными рассуждениями экскурсоводов.

    Знание законов и требований логики, умелое применение их в ходе подготовки и проведения экскурсии являются основой эффективности экскурсионного процесса. Логическая стройность и хронологичность в экскурсии - важные условия восприятия экскурсионного материала.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое логика?
    2. Основные законы мышления.
    3 Законы и требования логики.
    4. Логические переходы.
    5. Задачи логических суждений.
    6. Роль логики в повышении эффективности экскурсий.

    Тема 12. Роль логики в повышении эффективности экскурсий

    Выводы.

    Знание экскурсионными работниками основ психологии помогает им правильно строить экскурсионный процесс, умело преподносить информацию по теме, учитывать запросы и интересы конкретной аудитории, замечать отношение экскурсантов к рассказу и показу, оперативно оценивать их реакцию (внимание, интерес, одобрение, неудовольствие).

    Изучение психологии, знание ее элементов при подготовке и проведении экскурсий поможет экскурсоводу полнее уяснить технологию действия психологических механизмов усвоения личностью знаний. Создание и использование условий превращения получаемых знаний в убеждения – основа экскурсионного процесса. Выполнение требований психологии опирается на профессиональное использование методических приемов ведения экскурсий, выбранных с учетом тематики и особенностей состава группы экскурсантов. Эффективность экскурсии в значительной мере зависит от того, насколько экскурсовод владеет психологией, правильно понимает сущность психических процессов, от его умения использовать эти знания в руководстве деятельностью экскурсантов (внимание, мышление, восприятие, понимание, запоминание и др.). При оценке эффективности экскурсий крайне важно иметь в виду, что не только в целом потоке экскурсантов, но и в границах одной экскурсионной группы люди по-разному воспринимают преподносимый им материал.

    Как бы ни были обширны знания экскурс овода, только с помощью логики в ясной и определœенной форме они бывают доведены до аудитории. Опыт показывает, что многие экскурсоводы, практически не зная законов логики, мыслят и рассуждают правильно и убедительно. Οʜᴎ делают это, опи­раясь на естественную интуитивную логику, сформированную в ходе многолетней практики. ʼʼПри этом не всœегда эта интуи­тивная логика успешно справляется с встающими перед ней задачамиʼʼ.

    К числу логических законов относятся: определœенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Логическая форма - структура, строение мыслей. Логические приемы - сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

    Методистам и экскурсоводам при создании экскурсии сле­дует учитывать действие базовых законов мышления: тожде­ства, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания2.

    Закон тождества. В экскурсии он находит выражение в том, что в рассказе экскурсовода о каком-либо объекте (событии или явлении) данный объект не должен подменять­ся другим, чтобы понятия в рассказе не имели разного смыс­ла. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тож­дественной сама себе.

    Закон противоречия. Он требует, чтобы в ходе рассказа об объекте (явлении, событии) последний не рассматривался как нечто отличное от того, что он собой представляет (т. е. две противоположные мысли не бывают истинными в одно и то же время, в случае если они относятся к одному и тому же предмету или явлению и по своему содержанию противоре­чат друг другу). Это означает, что какая-либо мысль в рас­сказе экскурсовода не может менять свое содержание в те­чение всœей экскурсии (т. е. никакое суждение не должна быть одновременно истинным и ложным). Авторы экскур­сии не должны допускать противоречий в толковании исто­рических событий или оценке объектов, высказывать по­лярные (т. е. противоположные) мнения по одному и тому же вопросу.

    Закон исключенного третьего говорит о том, что между утверждением и отрицанием чего-либо нет ничего третьего. В случае если одна мысль утверждает, другая - отрицает, то истинным явля­ется одно из этих мнений, а не какая-то третья мысль. При выдвижении в экскурсионном рассказе вариантных суждений но поводу одного события или объекта͵ экскурсовод выбирает предпочтительный вариант, тем самым утверждая его истин­ность. При этом к другому варианту высказывается отрица-1ельное отношение.

    Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснованной. Только при этом условии она должна быть признана истинной. Любая истинная мысль должна быть подтверждена другими мыслями, истинность которых бесспорна, т. е. доказана. В рассказе экскурсовода следует избегать голословных, необоснованных суждений. Всякое суждение должно быть надлежащим образом обос­новано.

    Владение законами логики позволяет методистам и экскур­соводам успешно решать следующие логические проблемы:

    ‣‣‣ обеспечение доказательного изложения экскурсион­ного материала с помощью убедительных доводов и прежде всœего умелого использования зрительных аргументов;

    ‣‣‣ определœение логической последовательности в освеще­нии исторических событий, характеристике фактов и приме­ров;

    ‣‣‣ формулирование выводов, заключающих словесную часть экскурсии и ее зрительный ряд;

    ‣‣‣ выбор логической схемы в использовании каждого ме­тодического приема показа и рассказа;

    ‣‣‣ выработка оптимальной композиции экскурсии, ее структуры, обеспечивающей логическое раскрытие темы.

    Выполнение требований логики в экскурсии имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что словесно изложенные тезисы и положения поясняются в основном с помощью зрительных аргументов.

    В процессе познания действительности человек приобре­тает новые знания. Οʜᴎ подразделяются на две части: а) знания, получаемые при воздействии предметов окру­жающего нас мира на наши органы чувств; б) знания, полу­чаемые путем выведения из знаний, уже имеющихся. По­следние получили название выводных или опосредованных знаний.

    Большое значение для практики имеет владение экскур­соводом логической формой получения знаний. Такой фор­мой является умозаключение - форма мышления, с помо­щью которой из одного или нескольких суждений выводит­ся новое суждение. В экскурсиях, где используется порой неоднозначный материал, умозаключение, основанное на логике, позволяет сделать правильные выводы. Любое умо­заключение состоит из трех ступеней: посылок, вывода и заключения. Посылки - исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Вывод - логический переход от посылок к заключению. Заключение - новое суждение, по­лучаемое от посылок.

    Логическое построение материала экскурсии оказывает целœенаправленное воздействие на экскурсантов, обеспечива­ет наиболее полное понимание и запоминание показанного и рассказанного экскурсоводом. Логика мыслей и действий руководителя экскурсии вызывает интерес экскурсантов, приковывает их внимание к теме, заставляет самостоятельно мыслить по поводу излагаемого материала, подводит экс­курсантов к правильным умозаключениям.

    Следует помнить, что у логики есть ʼʼсвояʼʼ опорная кон­струкция в каждой экскурсии, какой бы теме она ни была посвящена. Имеется в виду логический переход. При этом не следует при использовании логического перехода ограничи­вать его действие в качестве переходного мостика в расска­зе. Нельзя также делать попытки при помощи логического перехода связать между собой показываемые памятники, перекинуть мостик объекта к объекту вне зависимости от содержания рассказа, сопровождающего показ этих памят­ников.

    Главная особенность логического перехода состоит в том, что он является связующим и для частей показа (между со­бой), и для частей рассказа. Он представляет собой словес­но-зрительный мостик между зрительными объектами и словесно излагаемыми основными вопросами и подтемами.

    Содержание логических переходов между одними и теми же памятниками в экскурсиях на разные темы различно. Так происходит потому, что каждый раз рассказ ведется об иных исторических событиях, а логический переход, явля­ясь частью рассказа, отражает его содержание. Те части ло­гического перехода, что служат ʼʼмостикомʼʼ от одного па­мятника к другому, независимо от темы во всœех экскурсиях идентичны.

    Значение логических переходов в экскурсиях велико. Предваряя содержание очередной подтемы, вызывая нуж­ные эмоции участников экскурсии, такие переходы создают необходимые условия для лучшего усвоения подтем и цело­стного усвоения всœей темы.

    В методической литературе делается попытка выделить варианты логических переходов с помощью понятий:

    - подчинœенных , когда после объяснения конкретных фак­тов доблестного труда людей в тылу, экскурсовод переходит к широкому показу событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гᴦ.;

    - тождественных , когда от рассказа о лесных массивах в природоведческих экскурсиях экскурсовод делает логиче­ский переход к показу лесостепной зоны;

    - противоположных , когда совершается переход от той части экскурсии, где шел показ мемориальной усадьбы ʼʼЯсная Полянаʼʼ под Тулой к оценке действий немецких оккупантов, разрушивших и осквернивших данный памятник русской и мировой культуры;

    - соотносительных , когда с помощью логического пере­хода внимание экскурсантов направляется на сопоставле­ние только что показанного памятника с другим, который будет показан, одной проблемы, о которой шла речь, с другой, которой посвящается дальнейший рассказ экскур­совода;

    - соподчинœенных , когда логический переход делается от характеристики одного события, к примеру, боевых действий одного воинского подразделœения, к характеристике сраже­ния в целом (Сталинградская битва).

    Все эти варианты логических переходов используются между подтемами с целью объединœения материала в единое целое.

    Вместе с тем, при подготовке контрольного текста и мето­дической разработке экскурсии ставится задача - связать между собой отдельные составные части подтем, в особен­ности основные вопросы, входящие в подтему. Такая логи­ческая связь способствует более глубокому раскрытию под­темы.

    В ходе экскурсии в рассказе широко используются логи­ческие суждения, которые являются формой мысли, утвер­ждающей или отрицающей что-либо в связи с наблюдаемым объектом. Логические суждения бывают направлены на решение следующих задач:

    ‣‣‣ выделœение предмета наблюдения из окружающей среды, отделœение его от других объектов. На этом построен методический прием абстрагирования;

    ‣‣‣ раскрытие (наблюдение) определœенной части внеш­него вида объекта. На этом построены различные формы экскурсионного анализа;

    ‣‣‣ рассмотрение отношений между объектом в целом и выделœенной его частью.

    Владение законами логики помогает экскурсоводу ре­шить ряд задач, стоящих перед экскурсией, добиться убеди­тельности в изложении материала, крайне важно й связи мыс­лей, понимания и запоминания материала экскурсантами. По этой причине законы и требования логики должны быть учтены при разработке новых тем (в отборе фактического материала и логических переходов), объединœении базовых вопросов в подтему и подтем - в единое стройное целое. Авторы экс­курсий при составлении маршрута͵ оформлении содержания контрольного текста и методической разработки руково­дствуются логикой развития экскурсионной темы. Методи­ческие работники и экскурсоводы при подготовке экскур­сии, строя показ объектов, исходят из требований логики: обеспечить последовательность действий экскурсовода, вы­делить ступени показа, подкрепить их методическими приемами. На этой базе построена система заданий экс­курсантам, наблюдающим экскурсионный объект.

    Логические законы в процессе подготовки и проведения экскурсий играют важную роль. Вся экскурсионная методи­ка, ее приемы построены с учетом законов и требований логики. Участие в экскурсиях должно способствовать фор­мированию логического мышления у участников мероприя­тий. Работа экскурсовода по подготовке и проведению экс­курсий ведется с учетом законов и требований логики, за­ставляет логически мыслить самого экскурсовода.

    Ошибкой организаторов экскурсионного процесса является подмена зрительных аргументов с использованием объектов пространными рассуждениями экскурсоводов.

    Знание законов и требований логики, умелое примене­ние их в ходе подготовки и проведения экскурсии являются основой эффективности экскурсионного процесса. Логиче­ская стройность и хронологичность в экскурсии - важные условия восприятия экскурсионного материала.

    Логика (от греч. logike) - наука о способах доказательств и опровержений. Впервые научную логику в своих работах применил греческий философ Аристотель. Он утверждал, что логика - это не только самостоятельная наука, но и методика суждений, помогающая усвоить новые знания.

    Экскурсия как особая форма познания и получения новой информации может использовать методы логики и в рассказе, и в показе.

    В изложении экскурсионного рассказа используются следующие методы логики: предпосылки, краткие понятия, тезисы, доказательства, сравнения, анализ, обобщение.

    Тезисы, выдвигаемые в тексте экскурсии, должны быть достоверными и понятными, а их доказательства истинными, непротиворечивыми, достаточными и доступными для восприятия. На всем протяжении экскурсии должна сохраняться неизменность тезиса. Например, если экскурсовод заявил в начале экскурсии, что в центральной части города преобладают здания одного архитектурного стиля, значит, он должен доказать это показом объектов.

    Основные законы логики - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания - должны соблюдаться в экскурсионном рассказе: о закон тождества подразумевает, что никакой объект показа не может быть подменен другим объектом в процессе экскурсии. Например, при рассказе об основании города нельзя показать вместо дома первого воеводы здание первого храма, они ни в коем случае не тождественны и не подменят друг друга в рассказе и показе;

    о закон противоречия предполагает исключение любых противоречий в оценке объекта, исторического события или жизни и деятельности известного человека, о котором рассказывается в экскурсии. Например, если экскурсовод при показе острова, где в конце XVIII в. ставил свои корабли Емельян Пугачев, говорит, что этот казак поднял истинно народное крестьянское восстание, то и в своем дальнейшем рассказе об этом человеке он не должен называть его «разбойник»;

    о закон исключенного третьего означает, что существуют только утверждения и отрицания и при экскурсионном рассказе и показе не может быть никаких промежуточных оценок. Например, при показе нового развлекательного центра экскурсовод должен либо утверждать, что его постройка была необходима и принесла выгоду жителям города, либо сказать, что его создание значительно усложнило жизнь горожан из-за повышенной криминальной обстановки в районе центра. Слова «возможно», «наверное» нарушают логику изложения экскурсии и затрудняют процесс познания;

    о закон достаточного основания определяет, что каждая высказанная мысль и каждое сказанное предположение могут быть истинными только при истинности всех предпосылок, на которых они были сделаны. Например, экскурсовод сообщает, что в конкретном здании во второй половине XIX в. некоторое время жил Ф.М. Достоевский. Его утверждения должны строиться исключительно на предварительном изучении архивных данных, а не на основе случайно услышанной информации. «Достоевский действительно жил в этом доме, так как именно в этот период истории находился в нашем городе и на доме установлена мемориальная доска, подтверждающая этот факт».

    Хронология (от греч. chrynos - время) - один из важнейших принципов логического изложения в некоторых формах экскурсии. По хронологическому принципу строятся обзорные экскурсии по городу, тематические экскурсии по музейным экспозициям, исторические экскурсии по архитектурным комплексам и др.

    1. Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу

    Начинается с места основания города и продолжается от первых заложенных зданий к более поздним, пристальное внимание уделяется наиболее значимым памятникам архитектуры и истории. Таким образом, перед экскурсантами предстает картина истории города со всеми его особенностями.

    2. Тематическая экскурсия по музею М. Т. Калашникова в г. Ижевске (Удмуртия)

    Начало экскурсии - рассказ о жизни и деятельности российского конструктора оружия в юные и молодые годы. Затем показываются экспонаты, подтверждающие его уникальные достижения. В завершение подводится итог всей жизни. Экскурсия, сопровождаемая показом не только фотографий и экспонатов, но и мультимедийными вставками, создает полную картину деятельности Калашникова, выстроенную в хронологическом порядке.

    Хронологическое изложение событий помогает экскурсантам более легко и полно усвоить материал, который надолго остается в памяти, так как совпадает с общим историческим процессом.

    Каждый экскурсионный текст - это своя неповторимая логическая схема , в которую входят тема, основные тезисы, доказательства и аргументы, выстроенные в цепочку и завершающиеся понятным выводом. Композиционно экскурсия строится на логических умозаключениях, вытекающих одно из другого. Экскурсовод высказывает суждение на основе осмотренного объекта, из него вытекает другое суждение, происходит переход к следующему объекту, затем аргументы, новые суждения и, наконец, выводы. Результат такого логического построения экскурсии - усвоение новых знаний экскурсантами.

    Экскурсия по мемориальному дому-музею И. И. Левитана в городе Плес на Волге

    Экскурсия начинается с показа дома и рассказа о тех годах, когда в нем жил художник (1888-1889). Продолжение экскурсии - показ помещений дома изнутри и рассказ о деятельности Левитана в рассматриваемый период. Показ картин идет в хронологическом порядке. Экскурсия завершается прогулкой до памятника Левитану в центре Плеса.

    Во время экскурсии выдвигаются тезисы: Левитан - великий русский художник (подтверждение - картины); он жил в небольшом живописном городке на Волге (подтверждение - дом-музей); в его картинах отразилась красота волжской природы (доказательство - картины); Россия ценит и помнит своего великого художника (доказательство - состояние дома-музея и поставленный бронзовый памятник). Вывод: И.И. Левитан - великий русский художник, оставивший заметный след в искусстве конца XIX в., в рассматриваемый период истории писал пейзажи под влиянием красот волжской природы и навсегда вошел в память людей как выдающийся творец красоты.

    Логическое изложение материала помогает активизировать внимание экскурсантов, память и все виды восприятия. Если логическая цепочка рассказа и показа прерывается, участники экскурсии теряют нить повествования и просто перестают слушать, отвлекаются на незначительные события, происходящие вокруг (проходящие мимо группы людей, проезжающие машины и т.д.). Избежать прерывания логической цепочки в экскурсионном рассказе и показе можно с помощью грамотно построенных переходов.

    Логические переходы могут быть: подчиненными, аналогичными, противопоставленными, сравнительными, обобщенными.

    Подчиненный переход в экскурсии - это вытекание одного сюжета рассказа из предыдущего с общей темой.

    Экскурсовод показывает здание, в котором во второй половине XIX в. располагалась Духовная семинария, где работал Н.Г. Чернышевский. Затем следует осмотр здания, в котором располагалось общежитие семинарии, а далее экскурсовод показывает группе памятник Чернышевскому. В данном случае один сюжет подчинен другому и используется подчиненный переход.

    Аналогичный переход в экскурсии - это показ различных объектов, но общих по теме и значению.

    Экскурсовод показывает картину И.К. Айвазовского «Чесменский бой», рассказывает об истории ее создания, а затем переходит к картине художника «Синопский бой», написанной приблизительно в тот же период и на схожую тему, но имеющую совсем другую историю создания. Аналогия в данном случае: один художник, тема морской баталии и одно время, что позволяет сделать переход от одной картины к другой логичным и понятным.

    Переход противопоставлений в экскурсии - это показ объектов, единых по тематике, но противоположных по значению.

    Во время экологической экскурсии сначала ведется рассказ об уникальности местных природных объектов и их показ, а затем экскурсовод показывает кучи мусора, оставленные некоторыми невоспитанными посетителями данных мест. Такой переход вполне логичен и имеет огромное воспитательное значение.

    Сравнительный переход в экскурсии - показ нескольких объектов, схожих друг с другом или по внешнему виду, или по значению, но различных по другим параметрам. Такой прием помогает экскурсантам лучше усвоить материал, поскольку активизирует не только их логическое мышление, но и внимание и память.

    Экскурсовод показывает храм в стиле нарышкинского барокко и рассказывает его историю, затем переходит к храму того же периода, но построенному в другом стиле и другим архитектором, и предлагает сравнить эти стили (наличие элементов декора, витражей, размещение и форма колокольни).

    Обобщенный переход в экскурсии - оценка какого-либо объекта, сделанная на основе рассмотренных ранее объектов.

    Экскурсовод показывает отдельные строения Московского Кремля и характеризует их стили, рассказывает об истории создания и т.д. Когда группа переходит за стены Кремля, экскурсовод дает общую оценку всего комплекса и сообщает, что благодаря уникальности многих строений Кремль входит в мировое наследие планеты, охраняемое ЮНЕСКО.

    Сочетание показа и рассказа - необходимый логический прием в любой экскурсии. Экскурсовод сначала показывает, затем дает краткие комментарии и объяснения, с помощью перехода переключает внимание на другой объект и т.д. В результате грамотно сочетается рассказ и показ, включенные в единую логическую цепочку повествования.

    Использование наводящих вопросов, поддерживающих логическую цепочку изложения материала экскурсии. Такой логический прием особенно полезно применять в школьных или студенческих группах, участники которых в силу своего возраста и сами задают достаточно много вопросов, и с удовольствием на них отвечают.

    Экскурсовод, показав во время археологической экскурсии курганную насыпь, спрашивает участников группы, зачем древние племена насыпали возвышения на могилах своих умерших соплеменников. Логично будет предположить (и многие экскурсанты так делают), что могильный холм уже в те далекие времена являлся своеобразным памятником ушедшим из жизни соплеменникам. Подобные логические вопросы способствуют активизации не только памяти, но и самостоятельного мышления.

    Поддержание логичности изложения с помощью вводных слов.

    Для лучшего усвоения слушателями материала экскурсовод, рассказывая о том или ином объекте, может разделить свой текст на несколько частей, следующих одна за другой по смыслу или хронологии. Такое разделение можно делать, вставляя в рассказ слова «во-первых», «во-вторых» («первое», «второе»), «следовательно». При таком четком порядке изложения соблюдается логическая цепочка рассказа, пробуждается интерес, активизируется память, и экскурсанты легко воспринимают довольно объемную информацию.

    Рассказывая об исторической значимости Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, экскурсовод может выделить такие основные части рассказа: «Во-первых, это один из старейших сохранившихся монастырей Руси - он основан в 1352 г. Во-вторых, с середины XVIII в. и по 1905 г. монастырь являлся “духовной тюрьмой” по делам веры. В-третьих, на территории монастыря похоронен Д.М. Пожарский. В-четвертых, строения, входящие в комплекс монастыря (крепостные стены, башни, Преображенский собор, надвратная церковь Благовещения, звонница и др.), являются уникальными архитектурными памятниками средневековой Руси. Следовательно, у нас с вами сегодня есть замечательная возможность перенестись мысленно на несколько веков назад и приобщиться к прошлому нашей Родины».

    Соблюдение законов логики и правильное применение методических приемов позволяют построить связный рассказ, а в сочетании с грамотным показом и соединением всех сюжетов экскурсии сформировать единый экскурсионный комплекс. Логическая последовательность экскурсионного рассказа и показа способствует раскрытию темы и решению всех поставленных перед группой познавательных и иных задач.

    Как бы ни были обширны знания экскурс овода, только с помощью логики в ясной и определенной форме они могут быть доведены до аудитории. Опыт показывает, что многие экскурсоводы, практически не зная законов логики, мыслят и рассуждают правильно и убедительно. Они делают это, опираясь на естественную интуитивную логику, сформированную в ходе многолетней практики. «Однако не всегда эта интуитивная логика успешно справляется с встающими перед ней задачами» .

    К числу логических законов относятся: определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Логическая форма – структура, строение мыслей. Логические приемы – сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

    Методистам и экскурсоводам при создании экскурсии следует учитывать действие основных законов мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания .

    Закон тождества. В экскурсии он находит выражение в том, что в рассказе экскурсовода о каком-либо объекте (событии или явлении) данный объект не должен подменяться другим, чтобы понятия в рассказе не имели разного смысла. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной сама себе.

    Закон противоречия. Он требует, чтобы в ходе рассказа об объекте (явлении, событии) последний не рассматривался как нечто отличное от того, что он собой представляет (т.е. две противоположные мысли не могут быть истинными в одно и то же время, если они относятся к одному и тому же предмету или явлению и по своему содержанию противоречат друг другу). Это означает, что какая-либо мысль в рассказе экскурсовода не может менять свое содержание в течение всей экскурсии (т.е. никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным). Авторы экскурсии не должны допускать противоречий в толковании исторических событий или оценке объектов, высказывать полярные (т.е. противоположные) мнения по одному и тому же вопросу.

    Закон исключенного третьего говорит о том, что между утверждением и отрицанием чего-либо нет ничего третьего. Если одна мысль утверждает, другая – отрицает, то истинным является одно из этих мнений, а не какая-то третья мысль. При выдвижении в экскурсионном рассказе вариантных суждений по поводу одного события или объекта, экскурсовод выбирает предпочтительный вариант, тем самым утверждая его истинность. При этом к другому варианту высказывается отрицательное отношение.

    Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснованной. Только при этом условии она может быть признана истинной. Любая истинная мысль должна быть подтверждена другими мыслями, истинность которых бесспорна, т.е. доказана. В рассказе экскурсовода следует избегать голословных, необоснованных суждений. Всякое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.

    Владение законами логики позволяет методистам и экскурсоводам успешно решать следующие логические проблемы:

    – обеспечение доказательного изложения экскурсионного материала с помощью убедительных доводов и прежде всего умелого использования зрительных аргументов;

    – определение логической последовательности в освещении исторических событий, характеристике фактов и примеров;

    – формулирование выводов, заключающих словесную часть экскурсии и ее зрительный ряд;

    – выбор логической схемы в использовании каждого методического приема показа и рассказа;

    – выработка оптимальной композиции экскурсии, ее структуры, обеспечивающей логическое раскрытие темы.

    Выполнение требований логики в экскурсии имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что словесно изложенные тезисы и положения поясняются в основном с помощью зрительных аргументов.

    В процессе познания действительности человек приобретает новые знания. Они подразделяются на две части: а) знания, получаемые при воздействии предметов окружающего нас мира на наши органы чувств; б) знания, получаемые путем выведения из знаний, уже имеющихся. Последние получили название выводных или опосредованных знаний .

    Большое значение для практики имеет владение экскурсоводом логической формой получения знаний. Такой формой является умозаключение – форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. В экскурсиях, где используется порой неоднозначный материал, умозаключение, основанное на логике, позволяет сделать правильные выводы. Любое умозаключение состоит из трех ступеней: посылок, вывода и заключения. Посылки - исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Вывод - логический переход от посылок к заключению. Заключение - новое суждение, получаемое от посылок.

    Логическое построение материала экскурсии оказывает целенаправленное воздействие на экскурсантов, обеспечивает наиболее полное понимание и запоминание показанного и рассказанного экскурсоводом. Логика мыслей и действий руководителя экскурсии вызывает интерес экскурсантов, приковывает их внимание к теме, заставляет самостоятельно мыслить по поводу излагаемого материала, подводит экскурсантов к правильным умозаключениям.

    Следует помнить, что у логики есть «своя» опорная конструкция в каждой экскурсии, какой бы теме она ни была посвящена. Имеется в виду логический переход. Однако не следует при использовании логического перехода ограничивать его действие в качестве переходного мостика в рассказе. Нельзя также делать попытки при помощи логического перехода связать между собой показываемые памятники, перекинуть мостик объекта к объекту вне зависимости от содержания рассказа, сопровождающего показ этих памятников.

    Главная особенность логического перехода состоит в том, что он является связующим и для частей показа (между собой), и для частей рассказа. Он представляет собой словесно-зрительный мостик между зрительными объектами и словесно излагаемыми основными вопросами и подтемами.

    Содержание логических переходов между одними и теми же памятниками в экскурсиях на разные темы различно. Так происходит потому, что каждый раз рассказ ведется об иных исторических событиях, а логический переход, являясь частью рассказа, отражает его содержание. Те части логического перехода, что служат «мостиком» от одного памятника к другому, независимо от темы во всех экскурсиях идентичны.

    Значение логических переходов в экскурсиях велико. Предваряя содержание очередной подтемы, вызывая нужные эмоции участников экскурсии, такие переходы создают необходимые условия для лучшего усвоения подтем и целостного усвоения всей темы.

    В методической литературе делается попытка выделить варианты логических переходов с помощью понятий:

    – подчиненных, когда после объяснения конкретных фактов доблестного труда людей в тылу, экскурсовод переходит к широкому показу событий Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.;

    – тождественных, когда от рассказа о лесных массивах в природоведческих экскурсиях экскурсовод делает логический переход к показу лесостепной зоны;

    – противоположных, когда совершается переход от той части экскурсии, где шел показ мемориальной усадьбы «Ясная Поляна» под Тулой к оценке действий немецких оккупантов, разрушивших и осквернивших этот памятник русской и мировой культуры;

    – соотносительных, когда с помощью логического перехода внимание экскурсантов направляется на сопоставление только что показанного памятника с другим, который будет показан, одной проблемы, о которой шла речь, с другой, которой посвящается дальнейший рассказ экскурсовода;

    – соподчиненных, когда логический переход делается от характеристики одного события, например, боевых действий одного воинского подразделения, к характеристике сражения в целом (Сталинградская битва).

    Все эти варианты логических переходов используются между подтемами с целью объединения материала в единое целое.

    Кроме того, при подготовке контрольного текста и методической разработке экскурсии ставится задача – связать между собой отдельные составные части подтем, в особенности основные вопросы, входящие в подтему. Такая логическая связь способствует более глубокому раскрытию подтемы.

    В ходе экскурсии в рассказе широко используются логические суждения, которые являются формой мысли, утверждающей или отрицающей что-либо в связи с наблюдаемым объектом.

    Логические суждения могут быть направлены на решение следующих задач:

    – выделение предмета наблюдения из окружающей среды, отделение его от других объектов. На этом построен методический прием абстрагирования;

    – раскрытие (наблюдение) определенной части внешнего вида объекта. На этом построены различные формы экскурсионного анализа;

    – рассмотрение отношений между объектом в целом и выделенной его частью.

    Владение законами логики помогает экскурсоводу решить ряд задач, стоящих перед экскурсией, добиться убедительности в изложении материала, необходимой связи мыслей, понимания и запоминания материала экскурсантами. Поэтому законы и требования логики должны быть учтены при разработке новых тем (в отборе фактического материала и логических переходов), объединении основных вопросов в подтему и подтем – в единое стройное целое. Авторы экскурсий при составлении маршрута, оформлении содержания контрольного текста и методической разработки руководствуются логикой развития экскурсионной темы. Методические работники и экскурсоводы при подготовке экскурсии, строя показ объектов, исходят из требований логики: обеспечить последовательность действий экскурсовода, выделить ступени показа, подкрепить их методическими приемами. На этой основе построена система заданий экскурсантам, наблюдающим экскурсионный объект.

    Логические законы в процессе подготовки и проведения экскурсий играют важную роль. Вся экскурсионная методика, ее приемы построены с учетом законов и требований логики. Участие в экскурсиях должно способствовать формированию логического мышления у участников мероприятий. Работа экскурсовода по подготовке и проведению экскурсий ведется с учетом законов и требований логики, заставляет логически мыслить самого экскурсовода.

    Ошибкой организаторов экскурсионного процесса является подмена зрительных аргументов с использованием объектов пространными рассуждениями экскурсоводов.

    Знание законов и требований логики, умелое применение их в ходе подготовки и проведения экскурсии являются основой эффективности экскурсионного процесса. Логическая стройность и хронологичность в экскурсии – важные условия восприятия экскурсионного материала.

    Контрольные вопросы:

    1. Что такое логика?

    2. Основные законы мышления.

    3. Законы и требования логики.

    4. Логические переходы.

    5. Задачи логических суждений.

    6. Роль логики в повышении эффективности экскурсий.