Войти
Мир медицины
  • Полезные свойства, калорийность банана К какому семейству относится банан
  • Благоразумие благоразумный
  • Сонник: к чему снится Молоко, видеть во сне Молоко что означает
  • Если видишь во сне Три, что значит?
  • Основные положения индуизма Значение психического состояния во время смерти
  • Что такое сангха в буддизме?
  • Психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями. Психологическая поддержка и сопровождение детей с овз

    Психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями. Психологическая поддержка и сопровождение детей с овз

    Что означает аббревиатура ОВЗ?

    Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.


    Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от нарушения или существенно уменьшить его влияние.

    Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

    Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

    1. Психологическая безопасность.
    2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
    3. Единство совместной деятельности.
    4. Мотивирование ребенка к образовательному процессу.

    Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателями и специалистами, повышенный интерес к выполнению разных заданий.

    Родителям следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями. В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

    1. оставить все как есть, или что-то изменить;

    2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;

    3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их: как необходимую данность; как урок, который необходимо пройти; как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей; как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

    1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

    2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

    3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

    4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

    5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

    6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

    7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

    8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

    9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

    10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

    11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

    12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

    13. Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

    14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас особенный ребёнок, вы не виноваты!

    15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней. И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

    Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

    Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

    1. Преодолевайте страх и отчаяние.
    2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
    3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

    — медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

    — психолого-педагогическая помощь (обучение в дошкольном образовательном учреждении на основе рекомендаций ПМПК)

    В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

    Родители - основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение.

    Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

    При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

    Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

    Индивидуальная диагностика психического развития.

    На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

    Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие - отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

    Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

    Педагог-психолог при этом решает следующие задачи :

    • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
    • коррекция отклонений в психическом развитии;
    • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
    • формирование предпосылок учебной деятельности.

    Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

    • развитие сенсомоторной сферы,
    • развитие речи, развитие мышления,
    • развитие внимания и памяти.

    В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

    На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
    Планирование работы осуществляется с учетом выявленныхв процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

    Программа развития сенсомоторной сферы включает:

    • развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
    • развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
    • развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
    • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
    • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

    Развитие памяти и внимания:

    • развитие слухового внимания и памяти;
    • развитие зрительного внимания и памяти;
    • следовое конструирование по образцу.

    Развитие мышления:

    • Сравнение и установление тождества объектов;
    • развитие способности соотносить часть и целое;
    • классификация объектов по 2-м признакам.

    Развитие речи.

    • развитие речевого общения с окружающими;
    • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
    • формирование связной речи.

    Развитие эмоционально-личностной сферы:

    • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
    • развитие коммуникативных навыков;
    • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
    • формирование самооценки;
    • обучение навыкам саморасслабления.

    Подготовка к овладению учебной деятельностью:

    • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
    • индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
    • использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
    • обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
    • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
    • формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
    • формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интерваловмежду изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
    • использование карандашей и ручек с отягощением;
    • «пассивное» письмо: педагог пишет рукойребенка;
    • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
    • письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
    • письмо по опорным точкам.

    В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

    (Из опыта работы)

    При анализе стартовой диагностики выявляется, что 25-30% первоклассников показывают низкий уровень сформированности УУД (универсальных учебных действий). Эту группу учащихся 1-х классов я условно называю «пограничниками»: они находятся на границе между нормой и отклонением в психо-физическом развитии. У них еще нет статуса ОВЗ, но им нужна помощь школы (психолого-педагогическое сопровождение) и поддержка родителей. И тогда этим детям, возможно и не потребуется статус ОВЗ. Поэтому сразу после диагностики провожу родительские собрания по результатам диагностики (в общих чертах, не затрагивая личности)и по проективной диагностике КРС (кинестетический рисунок семьи), которую родители интерпретируют под моим руководством сами. Это собрание называется «Мой дом – моя крепость?». В тренинговой работе ищем разницу между родительской поддержкой и натаскиванием или унижением, запугиванием. Завоевав (надеюсь) таким образом соратников в лице родителей, приступаю к коррекционной работе с «пограничниками»: формирую коррекционные группы по 8-10 человек. Получается 2-3 группы. Каждая группа будет заниматься 2 раза в неделю.

    При работе с этими детьми учитываю высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы. Первый этап коррекционных занятий завершается к концу 1 полугодия. За этот период часть детей выравнивается. Это выявляется на промежуточной диагностике сформированности УУД.

    Остальные продолжают занятия на 2 этапе коррекционных занятий, в конце которого подводится итог. Детям, которые не выровнялись, на школьной ПМПК рекомендуется пройти углубленное обследование на Республиканской ПМПК с целью изменения образовательного маршрута. Раньше почти в каждой параллели был класс с коррекционным обучением. Это дало возможность системного подхода к психо-коррекционной работе.

    Коррекционная программа состоит из 2-х блоков:

    • коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы;
    • коррекция коммуникативных навыков.

    Методика коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, её принципы:

    1) Основной принцип коррекции – опосредование. Он выражается в том, что психокоррекционные упражнения воздействуют не на предмет коррекции, а на его причины. Если у ребенка страдает чтение из-за нарушенного внимания, то на занятиях развиваем функции внимания, а не натаскиваем в чтении. При нарушении письма развиваем образное мышление, объем внимания, пространственную ориентацию и.т..д. Это принципиальное отличие психологической коррекции от репетиторства: «Нельзя заставлять бегать человека с поломанной ногой – нужно сначала вылечить ногу».

    Поэтому накануне коррекционных занятий необходима диагностика и анализ причин нарушения учебной деятельности. Наиболее распространенные причины:

    недоразвитие всех форм образного мышления, нарушение пространственных представлений (например, трудности право-лево автоматизации), несформированность мнестических процессов (в т.ч. фонематической памяти) и функций внимания. Обобщая эти причины, составляю программу для конкретной группы детей.

    2) Второй принцип коррекции – осуществление ее в деятельности, отличной от учебной. В ней затрагиваются до – и постпроизвольные этапы. Это игра. И главное в этой игре – участие. Благодаря этому снимаются установки: «трудно», «я не могу», «я плохой», «у меня не получится».

    3) Воздействие на те или иные учебные функции осуществляется через его составляющие. Например, коррекция нарушения письма состоит из развития:

    • произвольного внимания (особенно его объема и переключаемости);
    • анализаторских способностей;
    • умения удерживать в памяти эталон (зрительный, слуховой, моторно-кинестетический);
    • процессов автоматизации;
    • графических навыков и т.д.

    Исходя из этого, любая коррекция учебных функций должна быть комплексной т.е. затрагивать как можно больше аспектов познавательной деятельности. Для коррекции психических функций опосредованно влияющих на основную цель (учебный навык) применяю психотехнические игры.

    Структура коррекционного занятия.

    Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 1.5 месяцев в первом и 1,5 месяцев во втором полугодии. На одном занятии проводится 8-17 психотехнических игр, охватывающих все более высокий уровень опосредованного развития школьного навыка, функций. Специально подобранные, дополняющие друг друга игры несут определенную эмоциональную, поисково-реактивную и умственную нагрузку.

    Каждая игра является скрыто – проблемной и требует от ребенка самостоятельного решения (хотя он этого не осознает). Игра, как правило, с данными условиями проводится не более трех раз подряд. Затем она усложняется путем добавления новых условий. Из занятия в занятие передается не менее 60 % пособий. Этот прием используется для снятия напряжения при снижении уровня притязаний. Срабатывает эффект переноса: «В прошлый раз я легко играл – значит и теперь будет не трудно».

    Такая структура занятий обеспечивает быструю, активную и объемную динамику УУД (универсальных учебных действий). Главное - показать потенциальную возможность: хотя бы один раз достичь максимально возможного на данный момент. Функциональный вакуум заполняется ребенком самостоятельно в процессе школьных занятий при поддержке взрослых за индивидуальный для каждого ребенка срок: от 3-х дней до 2-х месяцев. Коррекционный эффект может быть отсрочен, но он обязательно будет.

    Обзор и направленность психокоррекционных игр.

    Используются хорошо известные в психологии психокоррекционные игры: таблицы Шульте, все виды лото, графические диктанты, танаграмм Пифагора, «Муха», «домики», разрезные картинки, пробы Хеда, «Робот», многочисленные игры с книгой, пиктограммы, шифровки и т.д. Обязательным условием для любой игры является возможность ее вариативности и усложнения.

    В ходе занятий неуклонно развиваются функции внимания, ориентация во времени, пространстве, зрительно-моторная координация, право-лево – автоматика, количественные представления, различные виды памяти, особенно образная, мыслительные операции: обобщение, классификация, абстрагирование.

    Успешность психокоррекционной работы с ребенком

    (с 7 до 11 лет) зависит от всего комплекса установок, мотивации, потребностей, самооценки, невралгического статуса, лидерства – ведомости. Т.к. занятия проходят по типу коррекционно-познавательного тренинга, то психо-коррекционная группа (чаще - это группа первоклассников - «пограничников», коррекционный класс 7 вида или группа детей с ОВЗ с разницей в возрасте 1-2 года) является одновременно психотерапевтической группой личностного роста. Результатом коррекции является улучшение техники чтения на 30-70% при почти дословном пересказе (позитивная динамика мнестических процессов), увеличение интеллектуальной работоспособности и темпа учебной деятельности по всем предметам, совершенствование графических навыков. А главное – повышение самооценки и учебной мотивации.

    Психокоррекция познавательной деятельности занимает 70-80% коррекционных занятий в начальной школе и 30-50% занятий для учащихся 5-8 классов.

    Коррекция коммуникативных навыков:

    Эти коррекционные занятия проводятся в виде мини-тренингов (в рамках 40 минут урока). Этого времени хватает на отработку коммуникативных навыков и форм эмоционального реагирования благодаря маленькой наполненности группы: в коррекционных группах и в коррекционных классах 8-12 человек.

    Виды тренингов:

    1. Коммуникативные тренинги для младших школьников и подростков с применением интерактивных игр и групповых дискуссий. В ходе этих занятий развиваются такие компоненты как:

    • Развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу. богатство словарного запаса.
    • Чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии, собеседников – способность адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах и т.д.
    • Гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения.
    • Социальная наблюдательность.
    • Социальная рефлексия, самосознание себя как субъекта общения.
    • Умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам.

    Ассертивность – умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению.

    Примерное содержание занятий:

    1. Зачем мы сели в круг. Правила круга. Коммуникативные игры «поменяйтесь местами», «Саймон сказал», «Вагончики»

    2. Знакомство. Самопрезентация по плану. Игры на контактность. «Моргалки», «Наша Таня»

    3. «Мы с тобой одной крови» - развитие взаимопонимания. Игры «Черты сходства», «Пинг-понг», «Незаконченные предложения»

    4. Мы – команда. Развитие сплоченности, чувства команды. Игры «Узелок», «Одна связка», «Совместный счет», «Аэропорт», «Фруктовый сад» и другие.

    5. Наши сходства и различия. Формирование уважения права быть «иным». Психогеометрический тест. Любимый цвет. Игра «Построение круга».

    6-7. Сплочение и доверие: Формирование доверительной обстановки, взаимного доверия, группового сплочения, умения координировать совместные действия. Упр. «Скалолаз», «Амеба», «Маятник», «Восковая свеча», «Парящая фигура» и т.п.

    В ходе 7-8 занятий происходят удивительные изменения в группе: изменяются коммуникативные ритуалы, характер эмоционального реагирования, общая атмосфера в классном коллективе и отношение к учителю, уменьшается количество конфликтов.

    Таким образом, благодаря системному психокоррекционному сопровождению, в СОШ №23 для детей, испытывающих трудности в обучении (первоклассники - «пограничники») и для детей с ОВЗ созданы условия для выравнивания и реабилитации.

    Из 25-30% первоклассников - «пограничников» после коррекционных занятий большая часть их (75-80%) выравнивается и успешно усваивает учебную программу. Остальные (20-25%) получают статус ОВЗ и возможность изменения образовательного маршрута (обучение в коррекционном классе). С этими детьми продолжается проведение коррекционных занятий. За 15 лет из коррекционных классов в классы с традиционным обучением переведено более 50 учащихся.

    «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто
    менее развит, чем его сверстники, он развит иначе»
    Л.С. Выготский

    По данным "ЮНЕСКО" два миллиона российских детей имеют особенности физического и психического развития. Статистика Министерства образования Российской Федерации свидетельствует о том, что в России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых, в основном дети, с врожденной патологией: церебральный паралич (ДЦП), расстройства аутистического спектра (РАС), олигофрения и т.д.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное приобретенными, врожденными, наследственными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года).

    В настоящее время, в связи с вертикальной динамикой роста численности детей с ограниченными возможностями здоровья, в современном мире остро встает вопрос, затрагивающий проблемы их социализации, обучения и развития. Данная категория детей сталкивается с такими трудностями как: отсутствие способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, что в результате приводит к социальной изоляции и осложнению психологического состояния, на которое уже изначально наложен «отпечаток» дефекта.

    Для детей с ОВЗ характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенный уровень тревожности, неуверенность в своих силах, что, в большинстве случаев, и является причиной развития у них агрессии как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе (аутоагрессия).

    Подводя черту под вышеизложенным можно вывести формулу: «особенные» дети, нуждаются в особых условиях. В связи с этим, современная система образования нацелена на развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ. Для этого разрабатываются соответствующие индивидуальные программы на основе филигранного учета всех особенностей развития детей с привлечением различных специалистов (дефектолог, логопед, врач, психолог и т.д.) осуществляющих сопровождение в рамках своей специализации.

    В свою очередь психолог отвечает за процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ. Процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ актуален и всегда таковым останется т.к. проблемы, с которыми они сталкиваются, настолько серьезны, что могут стать либо труднопреодолимыми, либо непреодолимыми вообще.

    Для детей с ОВЗ характерно отдаление от жизни общества, проблемы с принятием своего положения и преодоления психологического дискомфорта, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Таким образом, тема психологического сопровождения имеет основополагающее значение для жизни этих людей с рождения. Это связано с тем, что жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в силу своих особенностей нуждается в специальном подходе со стороны взрослых.

    Согласно словарю русского языка, «сопровождать» - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как процесс совместного движения (психолог-ребенок), своевременное определение пути наиболее оптимального развития ребенка, оказание психологической помощи и поддержки.

    Цель психологического сопровождения ребенка с ОВЗ заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.

    Достижению вышеуказанной цели способствует решение следующих задач:

    • предупреждение появления проблем развития ребенка;
    • преодоление социальной изоляции;
    • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
    • психологическое обеспечение образовательных программ;
    • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

    Психологическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребенка с ОВЗ, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. Однако необходимо учитывать возраст ребенка на момент начала осуществления психологического сопровождения, ибо только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления индивидуального развития ребенка с ОВЗ можно достичь оптимального для него уровня развития. И не менее важным условием полноценного развития детей с ОВЗ является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.

    У психологического сопровождения детей с ОВЗ, как и у любого процесса, есть свои этапы

    Первый этап:
    Изучение анамнеза (совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц) и осуществление диагностической работы (составление диагностической карты).

    Второй этап:
    Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения, цель которой направлена на создание условий, позволяющих детям с ОВЗ успешно функционировать и оптимально развиваться как в образовательной среде, так и в окружающем социуме.

    Третий этап:
    Сопровождение как динамически-активная деятельность, целью которой является адаптация ребенка с ОВЗ и достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости.

    Четвертый этап:
    Согласованность разнообразных форм взаимодействия специалистов оказывающих профессиональную помощь детям с ОВЗ. Так, например, одним из важных звеньев в работе по сопровождению детей с ОВЗ, является создание разнообразных форм взаимодействия логопеда и педагога-психолога.

    Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ, ибо как гласит один из афоризмов: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

    Главной целью психолога в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, ее социальная адаптация, а также мобилизация ее возможностей. Иными словами психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.

    Оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая помощь.

    Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ - это серьезная и активная деятельность в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.

    Но есть дети с особыми потребностями. Это дети с нарушениями в развитии, вытекающими из этого трудностями в обучении и адаптации. Нарушения развития встречаются в разных сферах, но объединяет особенных детей одно – проблемы в социализации и потребность в индивидуальном сопровождении.

    ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Однако с 2016 года это понятия заменено. Гуманнее говорить «дети с особыми потребностями». В такой формулировке акцент ставится на несовершенстве общества, а не на дефектах людей. Это общество, его институты и системы в силу собственной ограниченности не могут обеспечить равные условия для каждого ребенка. Потому акцент ставится на изменение условий среды, модернизацию в интересах особых детей.

    Виды нарушений развития:

    • задержка психического развития (ЗПР);
    • эмоциональные расстройства и нарушения поведения;
    • синдром аутизма;
    • нарушения слуха;
    • нарушения зрения;
    • нарушения речи;
    • нарушения работы опорно-двигательного аппарата.

    Каждая из этих проблем имеет свои особенности. Рассмотрим подробнее:

    • Дети с задержкой развития психики отличаются отставанием в одной или нескольких сферах: речевой, эмоциональной, . При грамотном психолого-педагогическом сопровождении эта особенность устраняется. У таких детей преобладают игровые мотивы. Наблюдается скудный словарный запас, быстрая утомляемость. В одной или нескольких сферах такой ребенок соответствует детям предыдущего возраста, отмечается .
    • Говоря об эмоциональных и поведенческих нарушениях, подразумевают . Это устойчивые личностные изменения в одной или нескольких сферах. Принято выделять возбудимую, неустойчивую, астеническую, психастеническую, шизоидную, мозаичную (сочетание нескольких черт) акцентуацию. До 12 лет говорят не об акцентуациях, а о трудном характере.
    • Аутизм внешне выглядит как панцирь. Ребенок находится в своем мире, отстранен от социума. Действия аутиста стереотипны, эмоции скупы. Основная черта – . Наблюдается задержка речевого развития, о себе говорят в третьем лице.
    • Нарушения слуха предполагают качественные и количественные изменения. Выделяют полную потерю слуха и тугоухость, последняя бывает 4 уровней.
    • Нарушения зрения влияют на осанку, походку, моторику. У детей наблюдается медленное усвоение и переработка информации.
    • Речевые нарушения вызывают изменения во всех сферах: внимание, . Затруднен контроль и организация деятельности. Наблюдается быстрая утомляемость и рассеянность внимания, инертность.
    • Нарушения опорного аппарата – самая обширная группа. Все нарушения носят врожденный или приобретенный медицинский характер. План сопровождения зависит от конкретного нарушения и компенсаторных возможностей организма.

    Согласно ЮНЕСКО, 2 млн. российских детей страдают теми или иными нарушениями психического и физического здоровья. По данным Министерства образования, число детей с ОВЗ ежегодно увеличивается на 5 %.

    Сопровождение

    Сопровождение детей с ОВЗ – это система создания социально-психологических и педагогических условий для социализации и с особыми потребностями.

    Необходимо учитывать нюансы развития ребенка по каждому из типов нарушений. И на их основе выстраивать работу.

    Задержка психического развития

    Что важно знать о ребенке с ЗПР:

    • Преобладает наглядное и действенное мышление. Не нужно перегружать образами и логическими связями.
    • Ребенок успешно усваивает знания на практике в совместной деятельности со взрослым.
    • Возникают трудности в анализе, обобщении, классификации предметов.
    • Невозможность установления причинно-следственных связей.
    • Охотно взаимодействует со взрослым, принимает помощь.
    • Сложности в запоминании. Преобладает непроизвольная память. Невербальный, наглядный материал запоминают лучше.
    • Инструкции соблюдают только при помощи взрослых, напоминаний.
    • Запоминание лучше происходит через метод наглядного группирования.
    • Повышенная отвлекаемость, снижение объема и концентрации внимания.
    • Невозможность самостоятельной установки цели деятельности. Акцентирование внимания на мелочах.
    • Полезны игры типа «Горячий стул» для развития коммуникативных навыков.

    Для развития восприятия подойдут игры на познание собственного тела (покажи правое ухо, дотронься до левой пятки), ориентацию в пространстве (положи карандаш слева от тетради), игры с предлогами (кто, за кем, почему), графические диктанты, рисование незаконченных фигур. Графические диктанты и дорисовывание также помогают в развитии письма.

    Для развития памяти: заучивание стихов, распознавание ритмов музыки, запоминание картинок, определение изменений в обстановке, разучивание танцев.

    Для развития мышления: рисунки, схемы, таблицы и другой материал, упрощающий восприятие; ориентация теории на жизнь ребенка; ситуации успеха; составление рассказа по ряду картинок; упражнение типа «четвертый лишний».

    Развитие внимания: дыхательная гимнастика, занятия в положении стоя, разминки, поиск отличий на картинках, поиски выхода из лабиринта.

    Развитие речи: повышение активного словарного запаса, рассказ по плану и картинкам.

    Развитие мелкой моторики: массаж, штриховка, терапия песком, оригами.

    Для формирования мотивов полезно использовать игры с правилами и пантомимикой.

    Поведенческие нарушения

    Для коррекции акцентуации меняются условия воспитания. Нужно структурировать среду с учетом сильных и слабых сторон личности, избегать провоцирующих ситуаций и направлять воспитание на усиление положительных черт. Выявить специфику акцентуаций конкретного ребенка позволяют беседы и наблюдение. Без коррекции нарушения переходят в .

    Дети с аутизмом

    Что нужно знать для сопровождения детей с аутизмом:

    • Отличаются замкнутостью и избирательностью, дефицитом эмоций. Дети с аутизмом избегают социальных контактов, эгоцентричны, но в несоциальных видах деятельности в разы превосходят сверстников.
    • Недоразвитость эмоционально-волевой сферы компенсируется феноменальной памятью или выдающимися музыкальными способностями.
    • У аутистов не выражена потребность в общении. Им подходят самостоятельные индивидуальные виды деятельности.
    • Недопустима резкая смена обстановки. Для аутистов важна стабильность. На изменения реагируют агрессией, аутоагрессией или уходом в себя. Вызвать такую реакцию способна любая мелочь, например, новая одежда учителя.
    • Важно хвалить ребенка. Учитывать быструю утомляемость.
    • Деятельность должна начинаться с помощи взрослого. Страх и негативизм свойственны аутистам, не нужно давить на них.
    • Необходимо минимально предоставлять выбор. Банальный вопрос «что ты хочешь?» вводит аутиста в ступор. Он не воспринимает себя.
    • Избегайте соревновательного духа. Дети с аутизмом неуверенные в себе.
    • Каждую секунду с ребенком должен быть взрослый, который поможет понять, что ребенок любит, что хочет, что ему нравится.

    Аутизм бывает 4 степеней тяжести. Сопровождение зависит от тяжести синдрома. На последних стадиях необходима комплексная помощь, в том числе медицинская.

    Нарушения слуха

    Ношение слухового аппарата обязательно, но это не решает всех проблем. С усвоением, развитием и пониманием устной речи все равно возникают затруднения.

    Особенности сопровождения:

    • Если уместно, то стоит расставить парты полукругом.
    • На парте у ребенка должно быть свободное пространство.
    • Нужно использовать зрение, компенсировать слуховые особенности. Преподаватель должен вставать по свету, носить яркую одежду.
    • Минимум жестикуляции, не прикрывать рот руками.
    • Не поворачиваться спиной к ребенку.
    • Говорить медленно.

    Нарушения зрения

    В силу зрительных особенностей дети не могут работать с черно-белыми пособиями, контурными рисунками. Преобладает туннельное зрение, потому не нужно рассчитывать на боковое зрение. Говорить с ребенком нужно прямо перед лицом. Рабочее место должно находиться в центре класса. Преподавателю нельзя вставать против света. Кроме того, нужно:

    • снизить темп занятия;
    • говорить медленно, ставить четкие вопросы;
    • снизить требования к качеству письма;
    • предоставлять дополнительное время на выполнение задания;
    • работать с трафаретами и штриховками;
    • сменять виды деятельности, обязательна гимнастика для глаз;
    • вопросы ставить конкретно, кратко, медленно; давать время на обдумывание;
    • использовать специализированное оборудование и визуальные приемы организации пространства для лучшего восприятия свойств предметов;
    • при графических заданиях оценивать не точность, а правильность выполнения.

    Нарушения речи

    Дети с нарушениями речи повышено возбудимы. Отмечаются нарушения в познавательной сфере, недостаток учебной , отвлекаемость, утомляемость. Цель сопровождения – улучшение условий среды для минимизации влияния особенностей развития. Необходимо сотрудничество с семьей. Кроме того, обязательно:

    • взаимодействие педагогов, психологов и медиков;
    • создание ситуации успеха;
    • новизна в подаче и содержании материала;
    • поощрение, спокойный тон преподавателя, поддержка;
    • индивидуальный подход;
    • игровые элементы;
    • упражнения для развития мелкой моторики;
    • наглядность.

    Нарушения опорно-двигательного аппарата

    Самое частотное нарушение – ДЦП (детский церебральный паралич). Наблюдается недостаточный контроль нервной системы. Как правило, заболевание сочетается с психическими и речевыми нарушениями. ДЦП поддается лечению.

    Суть сопровождения:

    • постоянно комфортные для ребенка условия;
    • регулярное расширение границ возможного, максимальное раскрытие потенциала;
    • исключение неожиданных внешних раздражителей (резкий шум, подход со спины);
    • учет чувствительности ребенка, обидчивости, тревожности;
    • разминки во время занятий;
    • помощь и контроль взрослого, напоминание детям со слюнотечением о необходимости сглатывания;
    • тестовые задания для детей с нарушением моторики;
    • упражнения на ориентацию в пространстве (положи руку справа от тетради);
    • четкая речь с многочисленными повторами, без повышения голоса;
    • увеличенное время на выполнение задания.

    Необходимо составление индивидуального плана обучения с учетом специфики среды, расстояния до школы, потребностей ребенка, темперамента и , .

    Послесловие

    Учебная среда играет большую роль в организации сопровождения. Необходимые условия среды прописаны в государственных образовательных стандартах.

    Обязательно взаимодействие родителей и педагогов. Практически в каждой школе кроме штатного психолога присутствует специалист по инклюзии и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Для особого ребенка прохождение консилиума и комиссии обязательно. Специалисты составят индивидуальную программу развития и сопровождения ребенка, предложат родителям несколько вариантов обучения, подскажут, как взаимодействовать с ребенком конкретно в их случае.