Войти
Мир медицины
  • Бастурма из говядины в домашних условиях
  • Салат из баклажанов «Тещин язык»: лучшие рецепты
  • Как прикладываться к мощам Матроны Московской?
  • Приготовление супов-пюре: с блендером и без
  • Науки об организме человека
  • Капуста на зиму (хранится годами) Ранняя капуста на зиму
  • Что такое григорианский хорал? История григорианского песнопения. Анти-григорианские течения: гимны и секвенции

    Что такое григорианский хорал? История григорианского песнопения. Анти-григорианские течения: гимны и секвенции

    Характеристика

    В музыковедческой литературе «тропированием» называют добавление (обычно молитвословного) текста к существующему распеву мелизматического типа, а результат такой поэтической обработки заданной мелодии называют «тропом». Троп - современное типологическое обобщение различных аутентичных наименований жанра, в том числе prosa (prosula) и versus, которые встречаются в нотных и музыкально-теоретических памятниках IX-XII веков.

    В более широком смысле тропами называют любые средневековые обработки григорианской монодии, связанные с дополнением её новой музыкой и новым текстом. Один из первых известных тропов-дополнений - «Quem quaeritis», впервые зарегистрированный в рукописи X века Санкт-Галленского монастыря (см: de:Quem-quaeritis-Tropus).

    Kyrie мессы на Пятидесятницу (верхние 2 нотоносца) и его троп «Cunctipotens genitor» (нижние 2 нотоносца)

    Тропированию подвергались песнопения мессы: в проприи - интроиты (как «Quem quaeritis» в Винчестерском тропаре), аллилуйи , оффертории , причастные антифоны (коммунио); в ординарии - все кроме Credo , и оффиция (респонсории, заключительный версикул «Benedicamus Domino» и др.). При ссылке на тропированное песнопение указывают инципит исходного материала и инципит тропа, например Kyrie «Cunctipotens genitor» (см. нотные примеры).

    Оригинальные сборники тропов носили название «тропарей» (troparium) . Наиболее известен Винчестерский тропарь (кембриджская и оксфордская рукописи, составленные около 1000 г.), который содержит более 160 двухголосных органумов и древнейший сохранившийся образец литургической драмы (см.: en:Winchester Troper).

    Тропирование трактуется как важная социально-эстетическая тенденция в среде церковных поэтов и музыкантов - отход от «канонической» интерпретации плавного распева, специфическое (в отношении содержания ограниченное рамками католической догматики) проявление свободы творчества.

    Другие значения термина

    В древнегреческой теории музыки «троп» (τρόπος ) - синоним для (более употребительного) «тон» (τόνος ). И то и другое обозначает лад , а точнее (метонимически) - звукоряд модального монодического лада. В дефинитивной части своего учения о ладах Боэций (в труде «Основы музыки», написанном в начале VI в.) слово tropus приводит наряду с tonus и modus (то есть все три слова поначалу выглядят как полные синонимы), но по ходу развёртывания учения применяет только modus - слово, которое по мнению ряда исследователей музыкальной античности представляет собой адаптированный латинский перевод древнегреческого τρόπος .

    Примечания

    Литература

    • Sengstschmid, Johann . Zwischen Trope und Zwölftonspiel: J.M. Hauers Zwölftontechnik in ausgewählten Beispielen. Regensburg: Gustav Bosse, 1980.
    • Hansen, Finn Egeland . Tropering: Et kompositionsprincip // Festskrift Søren Sørensen, edited by F.E.Hansen, S.Pade et al. Copenhagen: 1990, pp.185-205.
    • Knapp, Janet . Which Came First, the Chicken or the Egg?: Some Reflections on the Relationship between Conductus and Trope" // Essays in Musicology: A Tribute to Alvin Johnson, edited by L.Lockwood and E.Roesner. : American Musicological Society, 1990.
    • Sedivy, Dominik . Tropentechnik. Ihre Anwendung und ihre Möglichkeiten. Ph.D. diss. Wien. University of Vienna, 2006.
    • Summers, William John . To Trope or Not to Trope?: or, How Was That English Gloria Performed? // Music in Medieval Europe: Studies in Honour of Bryan Gillingham, ed. by T.Bailey and A.Santosuosso. Aldershot, Burlington (VT), 2007.
    • The Cambridge Companion to Medieval Music. Cambridge, 2011.

    Категории:

    • История музыки
    • Духовная музыка
    • Музыкальные термины
    • Музыка Средневековья
    • Вокальная музыка
    • Музыкальные жанры
    • Текстомузыкальные формы

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Троп (музыка)" в других словарях:

      У этого термина существуют и другие значения, см. Троп (музыка). Троп (от др. греч. τρόπος оборот) в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную… … Википедия

      Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… … Музыкальная энциклопедия

      Истоки Ф. м. восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Нар. песенное иск во, а также галло римская культура стали фундаментом развития Ф. м. Древние лит. и… … Музыкальная энциклопедия

      Швейцарская музыка, история которой восходит ко II веку до н. э., сложилась в результате смешения народных традиций древних племён, заселявших территорию Швейцарии. Из народной музыки страны наиболее популярно пение йодль (тирольское… … Википедия

      Складывалась в результате взаимодействия разл. нац. традиций, к рые восходят к древним культурам племён, населявших территорию страны, во 2 в. до н. э. гельветов (кельтское племя) и ретов (ретийское племя), позднее (5 6 вв.) алеманов и… … Музыкальная энциклопедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Лад. Лад одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии. Содержание 1 Определение лада 2 Принципы лада … Википедия

      - (древнегр. dodecaphonia двенадцатизвучие), или композиция на основе 12 соотнесенных между собой тонов, или серийная музыка (см. СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ) метод музыкальной композиции, разработанный представителями так называемой нововенской школы… … Энциклопедия культурологии

      - (от греч. dodeka двенадцать и ponn звук, букв. двенадцатизвучие) способ сочинять музыку, пользуясь двенадцатью лишь между собой соотнесёнными тонами (Komposition mit zwцlf nur aufeinander bezogenen Tцnen , А. Шёнберг), один из видов совр … Музыкальная энциклопедия

    Статья из Католической Энциклопедии издательства Францисканцев.

    Григорианский хорал (лат. cantus gregorianus) — литургическое пение Католической Церкви европейского региона на латинском языке, монодическое, без участия музыкальных. инструментов. Текстовую основу Григорианского хорала составляют книги Св. Писания, прежде всего Псалтирь, жития святых, труды ранних Отцов Церкви. Григорианский хорал сохранил приоритет перед другими видами литургического пения вплоть до II Ватиканского собора (см. конст. Sacrosanctum Concilium 116). Однако значение Григорианского хорала не ограничивается его ролью в литургии: Григорианский хорал стал основой всей позднейшей профессиональной европейской музыки, его по праву называют "музыкальным учителем Европы".

    Свое название Григорианский хорал получил от имени Папы Григория I Великого (по традиции, коренящейся в исторических документах VIII-IX вв. — Vita sancti Gregorii Magni Иоанна Диакона и др.) — главного реформатора литургии и связанного с ней хорала, составителя антифонария и автора многих литургических мелодий, а также учредителя римской schola cantorum. Эта точка зрения была оспорена в такими учеными, как Хуке, Корбен, Штебляйн, ван Дейк, Пикулик; главным аргументом послужило отсутствие до конца VIII в. документальных свидетельств о музыкальной деятельности Папы Григория I Великого.

    Мелодическими источниками Григорианского хорала являются музыка синагогальная (антифонная псалмодия), сирийская и византийская (гимны) и позднеантичная. В связи с возникновением наряду с Римом других литургических центров со своими песнопениями сложилось несколько типов хорала, из которых наиболее значительные на Западе: римский — в Риме, галльский — в Галлии, староиспанский, или мозарабский, или визиготсикй — в Испании, амвросианский — в Милане, беневентский — на юге Италии. Большинство из них со временем заменил римский хорал, при этом они частично вошли в римское богослужение (из галльского хорала — некоторые песнопения Вербного воскресенья и импроперии Страстной пятницы; 21 песнопение мозарабского хорала; 19 месс беневентского орбяда). Только епархии Толедо и Милана получили разрешение совершать службы мозарабской (в Толедо) и амвросианской (в Милане) литургий со своими хоралами. В Риме различают староримский и новоримский хоралы. Староримский, родственный беневентскому и североитальянскому, просуществовал до XIII в. в городских церквах. Новоримский, образованный в результате реформы староримского хорала (во 2-й пол. VII в.), совершенной по распоряжению Папы Виталиана служившими при соборе Св. Петра аббатами Кастоленом, Маурианом и Вирбоном, был предназначен исключительно для папской литургии. Новоримский хорал представлял собой профессиональную обработку фольклорных мелодий. Вероятно, в то же время возникает schola cantorum — профессиональный хор певчих при папском дворе в Риме.

    Рим. хорал распространился в Европе двумя путями: из Рима — в Юж. Еврпоу и Англию (Августин Кентерберийский прибыл в Англию в 597 и перенес туда староримский хорал; в 678 в Англию был послан Иоанн, архикантор монастыря Св. Мартина в Риме, представитель новоримской хоральной традиции); из Англии — в Северную Европу.

    В целях содействия политическому объединению средневековой Европы по распоряжению Пипина Короткого (изданному в результате настоятельного предложения Папы Стефана II) папский литургический обряд вместе со староримским хоралом во 2-й пол. VIII в. был перенесен в Галлию и провозглашен в качестве обязательного на всей франкской земле, объединявшей к тому времени большую часть Европы. Епископ Меца — Хродеганг, знакомый с римским литургическим пением, по приказанию Пипина основал в Меце певческую школу по образцу римской schola cantorum. Однако певческие литургические книги еще не содержали музыкальной нотации, поэтому римский хорал неизбежно трансформировался, претерпевая влияние галльского хорала, исключенного из богослужения Пипином, а затем и Карлом Великим. В это же время на территории Каролингской империи и возникла традиция называть хорал григорианским как имеющим происхождение от Папы Григория I Великого. По всей вероятности, легенда о музыкальной деятельности Григория I Великого была сформирована на территории нынешней Франции, как свидетельствуют сохранившиеся документы, для облегчения введения в Галлии римской литургии. Приписывание авторства литургических книг одному человеку, обладавшему высоким авторитетом, гарантировало безболезненное проведение реформы на огромной территории, населенной множеством различных народов, подчиненных франкам. Что касается антифонария (Antiphonarius centus), он действительно мог быть составлен (но не сочинен) Папой Григорием I.

    В VIII-IX вв. произошла систематизация григорианского репертуара, полностью сложился основной корпус песнопений оффиция и проприя мессы (проприй мессы получил оформление еще к 500). IX-нач. X в. — время появления первых крупных музыкальных теоретиков Григорианского хорала: Алкуина, Аурелиана из Реоме, Хукбальда из Сент-Амана. Период с IX по XIII в. связан с зарождением и интенсивным развитием новых григорианских жанров, таких, как песнопения кириала, троп (поначалу только Kyrie), секвенция, рифмованный оффиций, литургическая драма. В большом количестве продолжали сочиняться гимны (введение в литургию еще в IV в.), из проприя мессы — только Аллилуйи со своими стихами. Новые церковные праздники требовали своего музыкального оформления, благодаря чему появлялись новые формуляры месс и оффициев (большинство из них — рифмованные).

    Поначалу Григорианский хорал распространялся главным образом в бенедиктинских центрах. С XII в., когда возникли новые монашеские ордена с централизованным руководством, в каждом из них Григорианский хорал был подвергнут своей реформе: в 1134 — цистерцианской, в 1255-56 — доминиканской, затем — картузианской, премонстратской и францисканской. Помимо различных орденских версий Григорианского хорала существовало множество его региональных вариантов.

    С XIII в. Григорианский хорал в связи с бурным развитием многоголосия (первые образцы которого относятся к IX в.) стал в некоторой степени утрачивать свое значение как самостоятельное явление, однако еще в течение многих веков оставался основой, на которой это многоголосие развивалось.

    Литургическая реформа Тридентского собора, запретившая рифмованные оффиции, секвенции (кроме четырех) и богородичные антифоны (кроме четырех), коснулась и необходимости совершения поправок в хоральных мелодиях. Редакция новых хоральных изданий была поручена Папой Григорием XIII композиторам Дж. да Палестрине (proprium de tempore) и А. Хоило (proprium de sanctis); эта работа была прервана со смертью обоих редакторов. Новая хоральная редакция, инициированная Папой Павлом V, осуществленная Ф. Анерио и Ф. Сориано и изданная в 1614 и 1615 в типографии кард. Ф. Медичи (поэтому само издание называлось Editio Medicaea), была бессистемной и, т.к. ее не утвердил Папа, приравнивалась к частным публикациям.

    Издания XVII-XVIII вв. были посвящены временной организации муз. текста, ради чего краткие слоги освобождались от мелизм, которые переносились на ударные или долгие слоги, прием количество мелизм существенно сократилось; в записи была употреблена мензуральная нотация. К XIX в. Григорианский хорал был практически уже утерян. Научную реставрацию Григорианского хорала и подготовку новых ватиканских хоральных изданий осуществила специальная музыкально-литургическая комиссия под руководством солемского монаха (позднее аббата мон. Сен-Вандрий) Дома Потье.

    Музыкальная сущность Григорианского хорала выражается главным образом двумя музыкальными средствами — ладом и ритмом. Ладовую основу составляет октоих — система из 8 ладов, или модусов (modus), полностью сформированная к концу VIII в.; первые свидетельства восьмиладовой систематизации хоральных мелодий — тонарии из Сен-Рикье (Нац. библиотека, Париж) и из Меца (Муниципальная библиотека, Мец). Звуковой материал, который лег в основу модусов, был заимствован из древнегреческой музыкальной теории — это диатоническая гамма от соль большой октавы до ля первой. Лады различаются между собой звуковым диапазоном (ambitus), причем каждый модус занимает чуть больше октавы, тоном псалмодической речитации (tenor, repercussio, dominanta, tuba), заключительным в песнопении звуком (finalis), и попевочным, или формульным, составом, характерным для к.л. одного или нескольких модусов. Выделяются мелодические формулы начальные, заключительные и развивающие. Модусы образуют между собой пары, объединенные общим финалисом, в которых модус, лежащий выше, носит название автентичного (authenticus), а расположенный ниже плагального (plagalis). Однако октоихом не исчерпывается все ладовое многообразие Григорианского хорала.

    Проблема ритма в Григорианском хорале — одна из самых трудных. Существует два суждения о ритмике Григорианского хорала: согласно одному, т.н. эквалистичному (от лат. aequalis - равный, одинаковый), ритмика Григорианского хорала основывается на одной временной единице, таким образом., все звуки имеют одинаковую продолжительность (а сам хорал - cantus planus, ровное пение); сторонники другой точки зрения, т.н. мензуралисты (от лат. mensura - мера, измерение), настаивают на использовании в Григорианском хорале различных длительностей (хорал рассматривается как cantus mensuratus, размеренное пение). Сторонники обоих подходов находят подтверждения своим теориям в музыкальных певческих рукописях, однако не существует неоспоримых доказательств ни той, ни другой позиций. В исполнительской практике преобладает эквализм (напр., солемская певческая традиция).

    С фактурно-исполнительской точки зрения Г.х. подразделяют на два рода пения:
    1) accentus — полупение-полуречитация на одном или нескольких звуках по определенным мелодическим схемам; так исполняются псалмы, молитвы, чтения и т.п.;
    2) concentus — собственно пение, к которому относятся: ординарий и проприй мессы, антифоны, респонсории, гимны, ламентации, литании, Pater noster и т.д.; при этом по соотношению текста и музыки они могут иметь силлабический склад (на один слог текста приходится один муз. звук), невматический (2-5 звуков на один слог) и мелизматический (большие распевы).

    В мелодике Григорианского хорала преобладает поступенное движение; встречающиеся скачки чаще всего заполняются противоположным мелодическим движением. Тесная связь мелодики Григорианского хорала со словом проявляется в корреляции важнейших словесных и смысловых акцентов с более высокими звуками мелодий. Однако в песнопениях менее индивидуализированных, допускающих в большей мере центонацию (центон) или адаптированных к разным текстам, подобное соответствие почти не выявляется.

    Самые ранние из сохранившихся певческих рукописей Григорианского хорала относятся к концу VIII в. и еще не содержат музыкальных записей. Невменаая нотация (невмы), применяемая в певческих книгах, появилась только в IX в. и видоизменялась с течением времени. В музыкальных трактатах использовались также буквенный, дасийный и другие виды нотации.

    ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ (от латинского cantus gregorianus - григорианское пение), традиционное литургическое монодийное песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Языковая основа - латынь. Отбор и канонизация текстов и напевов начаты в конце 6 века при папе римском Григории I Великом. Мелодика, подчиненная богослужебному тексту, основана на нерегулярном чередовании долгих и кратких длительностей, на средневековых диатонических, так называемых церковных, ладах. Григорианский хорал явился основой ранних форм европейской полифонии. Смотри также Монодия, Хорал, Осмогласие.

    • - религиозные песнопения, составляющие основу католической музыки. Назван именем папы римского Григория I, который канонизировал в VI – VII вв. свод песнопений «Антифонарий»...

      Энциклопедия культурологии

    • - Средневековый латинский термин choralis произошел от греческого choros -- хор -- и означал хоровое церковное песнопение. В католической музыке хоралы были одноголосными, то есть предназначались для пения в унисон...

      Музыкальный словарь

    • - традиционное литургическое монодийное песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Языковая основа - латынь...

      Современная энциклопедия

    • - церковная мелодия с текстом, которая поется в медленном темпе всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. X. ведет свое начало от первых времен христианства...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - общее наименование песнопений церковной католической музыки. Г. х. сложился в результате отбора и переработки католической церковью местных христианской песнопений...
    • - род религиозных песнопений...

      Большая Советская энциклопедия

    • - религиозные песнопения на латинском языке или на родных языках. В некоторых странах песнопения типа хорала носили другие названия...

      Большой энциклопедический словарь

    • - ; мн. хора/лы, Р....

      Орфографический словарь русского языка

    • - см....

      Толковый словарь Даля

    • - ХОРА́Л, -а, муж. Церковное хоровое песнопение, а также музыкальная пьеса в такой форме. Хоралы Баха. | прил. хоральный, -ая, -ое. Хоральное пение...

      Толковый словарь Ожегова

    • - ХОРА́Л, хорала, муж. . Религиозное многоголосное песнопение. «Открылось небо над тобою, ты слушал пламенный хорал.» А.Блок. || Музыкальная пьеса в такой форме...

      Толковый словарь Ушакова

    • - хора́л м. 1. Многоголосное культовое песнопение, исполняемое всеми присутствующими в храме. 2. Музыкальное произведение такой формы...

      Толковый словарь Ефремовой

    • - хор"...

      Русский орфографический словарь

    • - ХОРАЛ а, м., ХОРАЛЬ choral m., нем. Choral <лат. choralis муз. Церковное хоровое песнопение, духовная хвалебная песнь. БАС-1...

      Исторический словарь галлицизмов русского языка

    • - Мелодия умеренного движения, преимущественно из тонов одинаковой ритмической длительности, по которой исполняются хоровые церковная песни...

      Словарь иностранных слов русского языка

    • - ...

      Формы слова

    "ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ" в книгах

    Григорианский календарь

    Из книги Судьба эпонимов. 300 историй происхождения слов. Словарь-справочник автора Блау Марк Григорьевич

    Григорианский календарь принятое ныне летосчисление; то же, что новый стиль. Название – по имени Григория XIII.Григорий XIII (в миру Уго Бонкомпаньи)Gregorius XIII (Ugo Boncompagni) (1502–1585)папа римский. Родился в Болонье в богатой дворянской семье. Изучал право в Болонском университете,

    Из книги Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке автора Казиник Михаил Семенович

    МОДУЛЯЦИЯ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. Грегорианский хорал

    Приложение II ТЕОРИЯ КОПЕРНИКА И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

    Из книги Упрямый Галилей автора Дмитриев Игорь Сергеевич

    Приложение II ТЕОРИЯ КОПЕРНИКА И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Григорианский календарь в действительности не отличался той степенью новизны, которую ему обычно приписывают. Фактически он представлял собой старый юлианский календарь с внесенными в него поправками1787.

    Приложение 7. МоеUhane: Гавайский хорал о времени сна

    Из книги Реальность снов автора Сильверторн Джулия

    Приложение 7. МоеUhane: Гавайский хорал о времени сна Мы думаем, будет достаточно уместно закончить эти приложения хоралом, который очень близок и дорог нам. С ним мы провели бесчисленные часы в песнях, чувствах и переживаниях. Этот хорал от наших друзей, наставников Хуны и

    Григорианский календарь и введение «нового стиля»

    Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

    Григорианский календарь и введение «нового стиля» Вследствие того, что продолжительность юлианского года больше тропического на 11 минут 14 секунд, за 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. В конце III века н. э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, но, говорят

    Хорал

    Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

    Хорал Хорал (от греч. coroV; называется также cantus firmus – лат., corale или canto fermo – ит., plain-chant – фр.) – церковная мелодия с текстом, которая поется, в медленном темпе, всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. Х. ведет свое начало от первых времен христианства.

    Григорианский календарь

    БСЭ

    Григорианский хорал

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

    Протестантский хорал

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

    Хорал

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХО) автора БСЭ

    Б. Юлиано–григорианский календарь

    Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

    Б. Юлиано–григорианский календарь В последнее время стали раздаваться голоса, утверждающие, будто с древних времен недельный цикл претерпел изменения, а значит, изменилась и последовательность дней. Основной календарь, который сегодня используется во всем мире,

    2. Что такое григорианский календарь?

    2. Что такое григорианский календарь? Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Трентского собора (1545–1563 гг.),

    Григорианский календарь

    Из книги О календаре. Новый и старый стиль автора

    Григорианский календарь Григориа?нский календа?рь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.В григорианском календаре длительность года принимается

    Григорианский раскол

    Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

    Григорианский раскол Григорианство, Григорьевщина – раскольническое движение в Русской Православной Церкви, существовавшее с 1925 до начала 1940-х годов, спланированное ОГПУ для ослабления Церкви и пользовавшееся на начальном этапе своей деятельности его поддержкой.

    Структурный обзор рассказа «Фараон и хорал»

    Из книги Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее автора Камп Питер

    Структурный обзор рассказа «Фараон и хорал» Очевидно, главный герой рассказа Сопи, а действие происходит в Нью-Йорке, вероятно, на рубеже XIX и XX веков. Обратив внимание на эти основные сюжетные элементы, вы должны понять основу сюжета: что пытается сделать главный герой?

    ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ (немецкий Gregorianischer Choral), григорианское пение (латинский cantus Gregorianus), в широком смысле - одноголосное богослужебное пение в Римско-католической церкви на латинском языке (то же, что cantus planus - латинский «плавный распев»; термин указывает на то, что музыкальный ритм распева не котируется). В узком смысле - круг одноголосных песнопений римской традиции, утвердившейся у католиков в качестве богослужебного канона. Средневековые хронисты писали, что Святой Дух, явившийся в виде голубя, внушил новые распевы папе Григорию I Великому. Согласно современной точке зрения (Б. Штебляйн и др.), реформа пения в западно-христианской традиции произошла позднее, при Виталиане (понтификат 657-672), мечтавшем выстроить пышный церемониал по византийскому образцу.

    Многообразный и пёстрый репертуар григорианского хорала в основном сложился в эпоху Каролингов (первые йотированные рукописи датируются 9 веком). Некоторые авторитетные учёные полагают, что он сформировался в империи франков (Х. Хукке называет его «франкским хоралом»), а затем был перенесён в Рим. При том, что традиция григорианского хорала чрезвычайно консервативна, круг песнопений на протяжении веков (особенно до 13 века) постоянно расширялся. Церковь неоднократно предпринимала попытки его унификации, важнейшие вехи: Тридентский собор (1545-63), реформа папы Пия Х (1903-04; канон нынешних обиходных книг следует в основном принципам этой реформы), II Ватиканский собор (1962-65; разрешение службы на разных современных языках повлекло за собой попытки перевода текстов григорианского хорала).

    Большинство текстов григорианского хорала взято из Священного Писания (главным образом из Псалтири и Нового Завета; особенно значительны новозаветные песни библейские) или представляет собой его парафразы.

    Музыкальный ритм и форма григорианского хорала продиктованы закономерностями молитвословной прозы, и для правильного восприятия григорианского хорала необходимо понимание текста молитв.

    Григорианский хорал классифицируются по литургической функции [внутри оффиция (то есть службы часов) и внутри мессы]; по приуроченности к календарному празднику; по принадлежности к определённому церковному тону или ладу (например, «антифон восьмого тона», «респонсорий второго лада»); по степени мелодического распева [силлабические (на один слог одна нота), невменные и мелизматические (на один слог много нот)]; по типу исполнения (антифонные и респонсорные; смотри Антифонное пение, Респонсорное пение). В силлабической манере распеваются псалмы и молитвы (например, «Pater noster»), невменный стиль характерен для большинства антифонов; образец мелизматического стиля - аллилуйя. В храме григорианский хорал исполняется мужским хором, чаще небольшим ансамблем певчих (cantores), иногда поддерживаемым органом, под руководством поющего наставника (magister); исполнение некоторых мелодий, в особенности мелизматических, требует высокого профессионального мастерства. Община в пении григорианского хорала не участвует.

    Простейшими (и, по-видимому, наиболее древними) формами григорианского хорала являются так называемые речитационные тоны (на которые читаются любые богослужебные тексты) и псалмовые тоны (смотри в статье Псалмодия); то и другое имеет формульный, строго кодифицированный характер (смотри также в статье Тон). Распев псалмов составляет основу службы часов. После псалма исполняется короткий антифон. По тому же принципу чередования строится большой респонсорий оффиция (responsorium prolixum), в котором псалмовый стих («вере») распевается на особый, мелодически развитый (так называемый респонсорный) тон, а на месте антифона находится ответ (responsum) хора. Те же формальные признаки лежат в основе распевов мессы: респонсорных оффертория, градуала и аллилуйи, антифонных интроита (входной антифон) и коммунио (причастный антифон). Особую группу образуют строфические формы: песнопения ординария мессы (Gloria, Credo и др.), тракт, секвенция и гимн. В трёх последних распевается свободносочинённый (то есть небиблейский) текст. Употребление свободносочинённых текстов в богослужении строго регламентировано. Неформульные распевы гимнов и секвенций выделяются особой выразительностью и рельефностью (например, секвенция «Dies irae», гимн «Ave maris Stella»).

    Интервальную основу григорианского хорала составляет диатоника (точнее, семиквинтовая миксодиатоника), ладогармонический принцип - модальная система на основе 8 церковных тонов (смотри в статьях Модальность, Церковные лады). В современной науке распространён тезис Э. Яммерса о преемственности григорианского хорала с византийской церковной музыкой (формульный характер мелодии, принципы ладовой организации), однако на имеющихся (поздних) образцах византийской музыки зависимость западной монодии от восточной неочевидна.

    Более древними, чем григорианский хорал, традициями «плавного распева» считаются амвросианский (миланский) и староримский распевы, зародившиеся на территории современной Италии, а также расцветший во времена арабских завоеваний Пиренейского полуострова мозарабский («неарабский») распев. От строгого и возвышенного григорианского хорала местные распевы отличаются более значительными размерами и мелизматической пышностью (в чём многие усматривают влияние византийских и других восточных традиций); текст и напев не столь чётко скоординированы. При этом сохранившиеся нотные рукописи локальных традиций имеют более позднее происхождение (12-16 века), чем древнейшие рукописи григорианского хорала, что оставляет простор для научных спекуляций о генезисе григорианского хорала и для смелых реконструкций практиками аутентичного исполнительства (например, М. Перес и его ансамбль «Органум», Франция).

    В эпохи Средневековья и Возрождения григорианский хорал выполнял роль мелодии-модели для полифонической разработки в жанрах органу на, мотета, мессы. Техника композиции на основе «предустановленного распева» (cantus prius factus) допускала разнообразные приёмы канонической имитации, ритмической (аугментация, диминуция) и метрической модификации первоисточника, изменявшие его до неузнаваемости.

    В Новое время особенно популярные распевы используются вне богослужебной практики («Salve Regina» - «Спаси, Царица», «Те Deum laudamus» - «Тебя, Бога, хвалим»). Некоторые из них приобрели символическое значение («Dies irae» - «День гнева», «Stabat Mater dolorosa» - «Стояла Мать скорбящая»).

    Изд.: Paléographie musicale. Solesmes, 1889-1983-. ; Corpus Antiphonalium Officii. Roma, 1963. Vol. 1: Manuscripti «Cursus Romanus» / Ed. R.-J. Hesbert; Monumenta monodica Medii Aevi. Kassel u.а., 1970. Bd 2: Die Gesänge des altrömischen Graduale / Hrsg. von В. Stäblein.

    Лит.: Hucke Н. Die Entwicklung des christlichen Kultgesangs zum Gregorianischen Gesang // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte. 1953. Bd 48; idem. Gregorianische Fragen // Musikforschung. 1988. Bd 41; Wagner Р. Einführung in die gregorianischen Melodien: ein Handbuch der Choralwissenschaft. Hildesheim, 1962. Bd 1-3; An index of Gregorian chant / Ed. By J. R. Bryden, D. G. Hughes. Camb., 1969. Vol. 1-2; Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift Leo Schrade. Bern, 1973; Stäblein В. Schriftbild der einstimmigen Musik. 2. Aufl. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 4); Apel W. Gregorian chant. Bloomington, 1990; Hiley D. Western plainchant: а handbook. Oxf., 1995; Григорианский хорал / Сост. Т. Кюрегян, Ю. В. Москва. М., 1997, Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-Х столетий. М., 2004.

    ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ (от латинского cantus gregorianus - григорианское пение), традиционное литургическое монодийное песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Языковая основа - латынь. Отбор и канонизация текстов и напевов начаты в конце 6 века при папе римском Григории I Великом. Мелодика, подчиненная богослужебному тексту, основана на нерегулярном чередовании долгих и кратких длительностей, на средневековых диатонических, так называемых церковных, ладах. Григорианский хорал явился основой ранних форм европейской полифонии. Смотри также Монодия, Хорал, Осмогласие .

    Современная энциклопедия . 2000 .

    Смотреть что такое "ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ" в других словарях:

      Григорианский хорал - (от латинского cantus gregorianus григорианское пение), традиционное литургическое монодийное песнопение римско католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Языковая основа латынь. Отбор и канонизация текстов и напевов начаты в конце… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Религиозные песнопения, составляющие основу католической музыки. Назван именем папы римского Григория I, который канонизировал в VI – VII вв. свод песнопений «Антифонарий». Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

      Григорианский хорал - канонизированные песнопения католич. церкви. В конце VI в., при папе Григории I (отсюда название), были отобраны 200 напевов, которые папа признал богодухновенными, и собраны в т.наз. «григорианский антифонарий» (хоровые песнопения назывались… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

      Григорианский хорал - Имя папы Григория I Великого (590 604) закрепилось за сложившимися в средние века на территории Каролингской империи формами богослужебного пения. Мо нодические, т. е. одноголосые, без участия музыкальных инструментов песнопения исполнялись на … Эстетика. Энциклопедический словарь

      Общее наименование песнопений церковной католической музыки. Г. х. сложился в результате отбора и переработки католической церковью местных христианской песнопений. Упорядочение молитв, текстов было начато при папе Григории I, прозванном… … Большая советская энциклопедия

      См. Григорианское пение … Музыкальная энциклопедия

      - (ср. век. лат. cantus choralis хоровое песнопение) религиозные песнопения на латинском языке (григорианский хорал в католической церкви) или на родных языках (напр., протестантский хорал в лютеранской церкви Германии). В некоторых странах… … Большой Энциклопедический словарь

      А; м. [от лат. cantus choralis хоровое пение] 1. Религиозное многоголосное песнопение, получившее особое распространение у протестантов и католиков. Слушать, исполнять х. 2. Музыкальная пьеса в такой форме. Хоралы Баха. ◁ Хоральный, ая, ое. Х ые… … Энциклопедический словарь

      - (лат. choralis <подразумевается cantus choralis хоровое пение>, от греч. χορός хор, первоначально хоровод, сопровождающийся пением) многозначный музыкальный термин. Выделяются следующие значения хорала: 1) монодическое богослужебное пение… … Википедия

      хорал - а, м. Религиозное многоголосное торжественное песнопение, получившее особое распространение у протестантов и католиков, а также музыкальное произведение такого характера. Хоралы Баха. 40 лет он прожил органистом одной и той же церкви; 40 лет… … Популярный словарь русского языка

    Книги

    • , Холопова В.. Уч. пос. 496 с. Реком. Мин. культуры РФ в качестве учебн. пособия для студ. ВУЗов искусств и культуры. Данная книга охватывает историю все формы европейской мызыки, от средневек. до конца ХХ…
    • Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. Гриф Министерства Культуры , В. Н. Холопова. Учебное пособие `Формы музыкальных произведений`, напи санное известным музыкальным ученым и педагогом, доктором искусствоведения профессором В. Н. Холоповой, с 30-летним опы том преподавания…