Войти
Мир медицины
  • Дислалия у детей и методы ее устранения
  • Рецепты выпечек без пшеничной муки
  • Кто изобрел пенициллин и в каком году
  • Несуществующие страны и государства
  • Тибетское буддийское варварство или о тибетском монашеском "рае"
  • Гороскоп для лунных рыб на год
  • Что означает дислалия. Дислалия у детей и методы ее устранения

    Что означает дислалия. Дислалия у детей и методы ее устранения

    Дислалия – нарушения произношения и/или употребления отдельных звуков речи. Заболевание не связано с повреждениями центральной нервной системы органического типа. Относится к логопедическому направлению медицины и диагностируется в детском возрасте.

    Медики выделяют два основных типа дислалий:

    • механическая – в таком случае имеются дефекты в анатомическом строении артикуляционного аппарата;
    • функциональная – развитие спровоцировано нейродинамическими нарушениями в головном мозгу (непосредственно в коре) обратимого характера или социальным окружением (факторами).

    В свою очередь функциональный тип заболевания подразделяется на несколько видов. Например, функциональная дислалия может быть моторной (имеются сдвиги в речедвигательном анализаторе) и сенсорной (имеются нарушения в речеслуховом анализаторе). В некоторых случаях диагностируется одновременно и моторная, и сенсорная функциональная дислалия и в таком случае специалисты выделяют нарушение как сенсомоторное.

    Классификация представленного заболевания может идти и по пути несформированности отдельных звуков речи – в таком случае речь будет идти об акустических и/или артикуляторных нарушениях. А по характеру дефекта выделяют фонетический или фонематический подвид дислалии. Чаще всего диагностируется сочетанная дислалия – акустико-фонематическая, артикулярно-фонетическая.

    Нарушения произношения отдельных звуков речи могут подразделяться на простые (когда неправильно произносятся максимум 4 звука) и сложные (более 4 звуков не имеют правильного произношения). Если пациент не может произнести правильно какие-то определенные звуки (например, только шипящие), то врачи диагностируют мономорфную дислалию. В случае нарушений в произношении звуков, например, одновременно свистящих и шипящих, то ставится диагноз полиморфная дислалия.

    Искажения в медицине обозначаются следующими терминами:

    • каппацизм – недостаток произношения буквы К;
    • сигматизм – нарушено произношение букв шипящих и свистящих (Ж, Ш, С, З, Щ и Ч);
    • гаммацизм – недостаток произношение буквы Г;
    • хитизм – нарушения в звучании буквы Х;
    • йотацизм – неправильно произносится буква Й;
    • ротацизм – произношение буквы Р не соответствует норме;
    • ламодацизм – буква Л произносится неправильно.

    Часто выявляются дефекты придания звонкости глухим звукам и наоборот (когда происходит замена согласных парными глухими или наоборот), придания твердости мягким (заменяются мягкие согласные на твердые и наоборот).

    Дислалия – причины возникновения

    Причиной дислалии может стать любой органический дефект артикуляционного аппарата. В таком случае обязательно диагностируются аномалии развития губ, челюстей, языка или зубов. К таковым относятся:

    • слишком короткая уздечка языка;
    • массивный язык (макроглоссия);
    • слишком узкий и маленький язык (микроглоссия);
    • малоподвижные губы.

    Обратите внимание : массивный язык и малоподвижные губы чаще всего фиксируются у детей с умственной и физической отсталостью.

    Другие причины возникновения и развития механической дислалии:

    • неправильный прикус зубов;
    • аномалии зубного ряда;
    • низкое плоское верхнее нёбо.

    К факторам, способным спровоцировать развитие функциональной дислалии относятся:

    подражание детьми неправильной речи со стороны взрослых – например, она может быть слишком торопливой или косноязычной;

    • нарушение мозговой функциональности даже в минимальных размерах;
    • билингвизм в семье – когда дети вынуждены учить и разговаривать на двух и более языках;
    • несформированность фонематического слуха.

    Симптомы дислалии

    Дислалия отличается достаточно простым диагностированием – признаки этого заболевания слишком явные, чтобы их не заметить:

    • выпадение (исчезновение) отдельных звуков при произношении слов;
    • замена звонких звуков на шипящие (например, Ж-Ш, Ц-Ч);
    • явно неправильное произношение буквы Р.

    Обратите внимание : при любом нарушении речи, в случае непроизносимости отдельных звуков необходимо обратиться к специалисту. Возможно, понадобится помощь профессионалов, но в некоторых случаях речь восстанавливается и становится нормальной к 5 годам.

    Как диагностируется дислалия

    На приеме у логопеда (специалист по нарушениям речи) все пациенты проходят следующие процедуры:

    • сбор анамнеза беременности у мамы, изучение психического и физического раннего развития ребенка, уровень развития опорно-двигательного аппарата – это осуществляется по имеющимся медицинским документам;
    • исследование периферийных органов артикуляционного аппарата, их строения и подвижности – врач визуально осматривает пациента и проводит с ним серию упражнений на подражание.

    Дислалия диагностируется путем проведения нескольких тестов с ребенком – логопед использует для этого специальный дидактический материал. В заключении врач должен указать тип, вид и форма дислалии.

    Обратите внимание : в случае диагностирования механической дислалии ребенок должен пройти обследование у стоматолога. Если диагноз звучит как функциональные нарушения речи, то потребуется консультация детского невролога.

    Лечение дислалии у детей

    В случае диагностированной механического вида дислалии необходимо устранить причину такой патологии. Детям проводятся пластика уздечки языка, ортодонтическое лечение в стоматологической клинике. Нельзя говорить о том, что логопеды проводят лечение дислалии – это считается коррекционными мероприятиями. Специалист постоянно отрабатывает полноценное произношение опорных звуков, развивает с пациентом мелкую моторику. Есть специальные упражнения для формирования воздушной струи.

    Важно: занятия по коррекции дислалии должны проводиться не менее 3 раз в неделю под контролем врача логопеда. В домашних условиях рекомендованные занятия нужно проводить ежедневно. Продолжительность коррекционного курса составляет срок до 3 месяцев при простой форме заболевания и до полугода при сложной дислалии.

    Профилактика дислалии

    К профилактическим мероприятиям относятся своевременное выявление анатомических нарушений строения органов артикуляционного аппарата, наблюдение ребенка у детского невролога, окружение детей людьми с правильной речью.

    Прогноз заболевания благоприятный, коррекционные мероприятия, проводимые в точном соответствии рекомендациям логопедов, дают эффект через 3-6 месяцев.

    Дислалия - это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.

    Здесь есть нюанс: если ребёнку три года, то он должен чисто произносить звуки [с], [з], [ц], если четыре - [ш], [ж], [ч], [щ], пять - [л]. Проблемы с произношением у ребёнка старше 5 лет (отсутствие, неправильное произношение, например, язык находится между зубами при произнесении звуков [с], [з], [ц]; замена их на другие, например, с-ш, з-ж, ч-ть – повод для срочного посещения логопеда.)

    При диагностировании дислалии специалист изучает состояние фонематических процессов, общей, ручной моторики, строение и подвижность речевого аппарата. Для восстановления нормального звукопроизношения у ребёнка может потребоваться консультация других специалистов - стоматолога, отоларинголога, невропатолога.

    Без специальной подготовки сложно определить причины дислалии и подобрать коррекционные упражнения, соответствующие структуре дефекта, поэтому родителям детей с такой патологией редко удаётся самостоятельно исправить произношение ребёнка. Лучше всего обратиться с этой проблемой к специалисту, владеющему коррекционными методиками. Например, существует около 50 способов постановки звука Р, каждый из которых может быть, как эффективным, так и бесполезным у конкретного ребёнка с таким дефектом.

    Ниже расскажем что такое дислалия у детей и какие методы её устранения существуют (иногда применяют термин «лечить», но это не совсем корректно).

    Виды дислалии

    В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:

    1. Функциональная форма характеризуется возрастной незрелостью артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ, мягкого нёба ещё недостаточно окрепли для того, чтобы выполнять точно скоординированные движения, необходимые для произношения отдельных звуков. Эта форма дислалии также встречается у детей, контактирующих со взрослыми или детьми с дефектами речи, при «сюсюканьи» родителей, в семьях, где речевому развитию ребёнка не уделяют должного внимания.
    2. Функциональная дислалия, в свою очередь, делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую формы. В первом случае нарушено восприятие и воспроизведение звуков по акустическому признаку (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), во втором их часть заменяется сходными по артикуляции фонемами (машина-масина, ряба-ляба). При артикуляторно-фонетической форме дислалии искажение правильного произношения обусловлено неправильными позициями органов артикуляции (картавость).
    3. Механическая (органическая) дислалия возникает в результате нарушения строения речевого аппарата – узкое и высокое «готическое» нёбо, короткая уздечка языка, препятствующая артикуляции звуков верхнего подъёма и другие дефекты. Такая форма дефекта может иметь наследственный характер. Достаточно часто, одновременно с механическим видом, диагностируется физиологическая дислалия.
    Существуют понятия простая и сложная дислалия. При постановке диагноза выделяют мономорфная дислалия включающую в себя минимальное количество простых дефектов произношения и полиморфную разновидность. Полиморфная дислалия имеет в основе нарушения артикуляции и различения большого количества звуков.

    Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:

    • Ротацизм - характеризуется неправильным произношением твёрдого и мягкого [р].
    • Йотацизм - дефект произношения йот [j].
    • Хитизм - неправильное произношение твёрдого и мягкого [х].
    • Каппацизм - нарушенное произношение твёрдого и мягкого [к].
    • Гаммацизм - нарушенное произношение твёрдого и мягкого [г].
    • Сигматизм - нарушение артикуляции свистящих и шипящих [с, з, ц, ж, ш, ч, щ].
    • Ламбдацизм - дефект произношения твёрдого и мягкого [л].

    Причины появления нарушения речи

    Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

    В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

    • расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
    • расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
    • неправильный прикус – прогения или прогнатия;
    • отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
    • короткая подъязычная связка («уздечка»);
    • слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
    • неправильное строение челюстно-лицевых костей;
    • недоразвитость нижней челюсти.

    Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

    Причины функциональной дислалии:

    • ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
    • нарушение фонетического восприятия;
    • ММД, задержка психического развития в анамнезе;
    • задержка развития речи;
    • неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.

    Симптомы проявления нарушения

    Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.

    При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.

    Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.

    Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.

    Диагностика нарушения речи

    Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.

    Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.

    Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.

    Методы коррекции дислалии

    Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.

    Базовые звуки для разных групп:

    • С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;
    • Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;
    • К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.

    Этапы постановки звуков:

    1. подготовительный;
    2. постановка;
    3. автоматизация фонемы в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
    4. дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.

    Мнение эксперта

    Буйнова Надежда Валерьевна

    Детский логопед, опыт работы более 20 лет

    Минимальное количество занятий с логопедом при дислалии – 2 раза в неделю. Ежедневно родители должны закреплять изученный с педагогом материал, выполняя задания. Ожидаемый результат виден лишь через 2–3 месяца работы, этот срок зависит от возраста ребёнка, структуры дефекта, количества нарушенных звуков, регулярности занятий, домашней работы родителей, квалификации логопеда.

    Подготовительный этап

    На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.

    Направления работы:

    • отработка речевого дыхания;
    • развитие фонематического слуха;
    • отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;
    • работа над мелкой моторикой рук;
    • отработка опорных звуков.

    Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

    Постановка

    На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи, голоса. Существует игровой способ постановки звука, осознанный способ по подражанию и механический способ укладывания органов артикуляции в нужную позицию при помощи специальных инструментов. Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.

    Автоматизация

    Для закрепления поставленного звука в речи его сначала отрабатывают или в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши), или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставят в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу), в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).

    После автоматизации в слогах, приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.

    После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.

    Дифференциация

    На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.

    Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

    Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее, чем коррекция дислалии. Нарушения речи негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.

    Дислалия нередко встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основной особенностью патологии является нарушение произношения слов при условии, что ребенок хорошо слышит и может полностью произносить все звуки в словах. Отклонение выражается искажением, смещением или замещением звуков. Иногда звуки могут полностью отсутствовать в устной речи малыша.

    Виды патологии

    В медицине выделяют такие виды дислалии:

    1. Механическая.
    2. Функциональная.
    3. Моторная.
    4. Сенсорная.
    5. Мономорфная.
    6. Полиморфная.

    Родителям на заметку! Проявления и способы лечения расстройства.

    Профилактические меры

    С целью профилактики нарушения необходимо заботиться о ребенке и обеспечивать ему нормальные условия развития с первых дней жизни. В первые месяцы после рождения важно делать массаж, разговаривать с малышом, читать ему сказки и петь песни. После, когда малыш подрастет, выполнять гимнастику, петь, танцевать. Все это положительно влияет на развитие ребенка и на постановление правильного звукопроизношения.

    При этом важно всегда находить время общаться с малышом, даже когда он сам еще не разговаривает. Еще одним важным этапом профилактики дефекта является своевременное посещение стоматолога, который сможет оценить состояние ротовой полости, зубов, неба и указать на наличие или отсутствие дефекта у ребенка.

    Родителям на заметку! : методы устранения детских истерик и приступов гнева.

    Полезно узнать, : симптомы, причины, диагностика и лечение.

    Что такое : основные симптомы и эффективное лечение.

    Дислалия у ребенка – проблема по большей части родителей, так как из-за дефицита общения дети не в состоянии понять, как правильно произносить звуки. Поэтому важно обращать внимание на своего малыша и своевременно посещать врача.

    – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

    Общие сведения

    Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии .

    Классификация дислалии

    С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию . Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

    Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).

    При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

    В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

    С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

    Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

    • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р"]
    • Ламбдацизм - недостатки произношения [л] и [л"]
    • Сигматизм - недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с"], [з], [з"]
    • Йотацизм – недостатки произношения [й]
    • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г"]
    • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к"]
    • Хитизм - недостатки произношения [х] и [х"]
    • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
    • Дефекты смягчения и твердости - замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

    При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

    В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

    Причины дислалии

    В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

    Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом (глубоким , перекрестным , открытым , прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов (диастемами , редко расположенными или мелкими зубы и т. д.), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

    Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы , мягкого и твердого нёба , относятся не к дислалии, а к ринолалии .

    При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы. К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность .

    К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей , минимальную мозговую дисфункцию , способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

    Симптомы дислалии

    Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков. Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.

    Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

    При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

    Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

    Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию , возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

    Диагностика дислалии

    Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

    Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях - изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

    В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.). При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация пластика уздечки языка или верхней губы , курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

    Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

    На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

    Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

    Прогноз и профилактика

    В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

    Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

    Среди всех известных речевых проблем самой распространенной является дислалия. Чаще всего она встречается в детском возрасте и заключается в различных дефектах произношения звуков родного языка – искажениях, заменах, смешениях, вплоть до полного их отсутствия в речи. При этом существует достаточно широкое мнение, что дислалия у детей – преходящее явление, которое с возрастом проходит. Однако подобное речевое нарушение свойственно и взрослым людям. При этом в большинстве случаев основные «корни» проблемы следует искать все-таки в детстве. Впоследствии дефектное звукопроизношение нередко оказывает крайне неблагоприятное влияние на всю последующую жизнь.

    Причины дислалии

    Все потенциальные причины дислалии могут быть разделены на две группы:

    • Органические. Нарушение произношения возникает вследствие каких-либо аномалий в строении артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба. Это могут быть как врожденные, так и приобретенные дефекты: отсутствие зубов, неправильный прикус, укороченная подъязычная связка, высокий свод нёба. Любая из перечисленных аномалий способна привести к дефектам речи, свойственным дислалии;
    • Социально-биологические. Речь ребенка развивается по подражанию. Многие родители недостаточно общаются со своим малышом, не обращают внимания на развитие у него произносительных навыков. Это часто становится причиной дислалии, ведь в подобной ситуации трудно ожидать спонтанного появления у ребенка правильной речи. Задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку, часто приводит к развитию и закреплению дефектного звукопроизношения.

    Отдельно выделяют возрастные причины дислалии у детей дошкольного возраста. В данном случае речевой дефект является физиологической нормой и не требует коррекции. Однако для исключения формирования патологических навыков произношения необходимо внимательно относиться к развитию речи маленьких детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативных возможностей, которые играют важнейшую роль в течение всей последующей жизни.

    Формы дислалии

    В зависимости от причин, которые способствуют появлению речевого дефекта, могут иметь место две основные формы дислалии: механическая и функциональная. Первая из них может возникать в любом возрасте при наличии органических изменений в речевом аппарате. При этом у детей нарушения произношения чаще связаны с такой патологией языка, как укороченная уздечка, либо с неправильным прикусом, то есть аномальным расположением челюстей по отношению друг к другу. Плохая речь взрослых может быть обусловлена возрастными изменениями, в первую очередь, отсутствием зубов.

    Функциональная форма дислалии имеет несколько разновидностей. Такое деление обусловлено выделением наиболее существенных признаков речевого нарушения, что позволяет сделать логопедическое воздействие более целенаправленным. Всего выделяют три формы функциональной дислалии:

    • Акустико-фонематическая. В основе данного нарушения лежит недостаточность развития речевого слуха, вследствие чего происходит смешение звуков, близких по акустическим признакам, например, по звонкости-глухости. В ряде случаев неполноценность восприятия звуков на слух приводит к их пропуску в речи;
    • Артикуляторно-фонематическая. Подобная форма дислалии возникает в случае недостаточного усвоения правильных положений органов речевого аппарата при произнесении тех или иных звуков, в результате чего происходит их смешение;
    • Артикуляторно-фонетическая. Для данного вида дислалии характерно искаженное произношение звуков, обусловленное неверно усвоенными артикуляционными позициями.

    Сложная дислалия

    При дислалии может нарушаться произношение разного количества звуков. Если дефектно воспроизводится один из них либо несколько, относящихся к одной группе, например, только свистящие, дефект считается простым. Если же нарушено произношение звуков из разных групп, говорят о наличии сложной дислалии. Чаще всего она является следствием недоразвития фонематического восприятия, то есть речевого слуха.

    При этом трудности коррекции связаны не столько с количеством дефектно произносимых звуков, сколько с необходимостью достаточно кропотливой работы по развитию их восприятия на слух. Как правило, именно фонематические проблемы становятся причиной того, что ликвидация сложной дислалии требует достаточно длительного времени. Немаловажное значение имеет и возрастной фактор.

    У взрослых дефектность произношения чаще связана с формированием неправильных артикуляционных позиций, при этом речевой слух обычно развит достаточно хорошо. Дислалия у детей в подавляющем большинстве случаев обусловлена именно недостаточно развитым фонематическим восприятием, в результате чего закрепляется дефектное произношение многих звуков.

    Вопреки сложившемуся мнению, как простую, так и сложную дислалию можно устранить без последствий практически в любом возрасте. При механической ее форме требуется, в первую очередь, избавление от дефектов в артикуляционном аппарате. Если добиться этого достаточно сложно, например, при неправильном прикусе, коррекция речевых дефектов, тем не менее, вполне доступна. Нормированный акустический эффект звука можно получить разными путями.

    Неправильное произношение встречается у людей разного возраста. В подавляющем большинстве случаев истоки данной проблемы находятся в раннем детстве. Малыши, в силу вполне понятных объективных причин, не могут самостоятельно решать, как именно им говорить в течение всей своей последующей жизни. В связи с этим именно на родителях чаще всего лежит вина за возникновение и закрепление у детей такого речевого нарушения, как дислалия. А ведь с дефектами звукопроизношения вполне можно справиться, для этого достаточно вовремя обратиться к логопеду.

    Видео с YouTube по теме статьи: