Войти
Мир медицины
  • Как прикладываться к мощам Матроны Московской?
  • Приготовление супов-пюре: с блендером и без
  • Науки об организме человека
  • Капуста на зиму (хранится годами) Ранняя капуста на зиму
  • Куриная грудка с рикоттой и базиликом - Так Просто!
  • Профессия Нейропсихолог в России  Где получить сертификат по клинической нейропсихологии
  • Преподобный герасим первый вологодский чудотворец. Герасим вологодский преподобный молитва

    Преподобный герасим первый вологодский чудотворец. Герасим вологодский преподобный молитва

    17 марта день памяти преподобного Герасима Вологодского. Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим был од­ним из пер­вых по­движ­ни­ков Во­ло­год­ско­го края, но сам он не был во­ло­год­ским уро­жен­цем.

    Пре­по­доб­ный Герасим родился в Киеве. С детства он помышлял о пути отшельника. Став послушником, а затем монахом в Гнилецкой обители, в семи километрах от города, он совершенствовался в добродетели под руководством опытных старцев монастыря.

    В 30 лет Герасим получил предложение стать священником. Сначала он из смирения отказался, но затем по настоянию братии дал согласие. Святой Герасим часто повторял слова Господа: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Он старался с каждым днем извлекать все больше пользы из дарованного ему и ежедневно приносил Бескровную Жертву со страхом Божиим и великим благоговением.

    Горя желанием нести людям свет истины, он покинул Киев и отправился на север, в Вологодский край, тогда еще мало просвещенный светом Евангелия (1147). Достигнув небольшого селения с церковью Воскресения Христова, бывшего тогда на месте Вологды, Герасим поселился в глухом лесу, отделенном от селения Кайсаровым ручьем. Там он построил себе скромную келью и жил в ней в полном одиночестве, творя непрестанную молитву, денно и нощно восхваляя чудеса Господни пением псалмов.

    Мало-помалу жители того края стали приходить к нему за молитвой и советом. Отдавая себе отчет в том, сколь слабы их познания в вере Христовой, святой Герасим принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы, вокруг которого позднее образовалась обитель. Несмотря на противодействие местного землевладельца, святой упорно продолжал трудиться, усерднее постясь и молясь, и своими исполненными любви проповедями прививал местным жителям христианские добродетели и милосердие к ближним. Со временем некоторые из них сами предлагали благочестивому иноку помощь в возведении храма, другие просили позволения остаться и вести монашескую жизнь под его руководством. Так возник Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь – первый в этих краях.

    Пре­по­доб­ный Герасим скончался в 1178 году. Христиане с верой стекались к могиле преподобного Герасима, прося его молитвенного заступничества, и около нее неоднократно происходили случаи исцеления. Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь на протяжении еще четырех веков привлекал к себе многочисленных паломников.

    В 1612 году польские войска захватили эту область. Монастырь святого Герасима был разорен и остался лежать в руинах. Однажды святой явился во сне женщине, которая на протяжении двенадцати лет страдала слепотой. Он указал ей место, где в забвении лежали его драгоценные мощи, и попросил отслужить панихиду. Женщина, выполнив его просьбу, исцелилась. Монастырь тогда был восстановлен.

    За этим пер­вым чу­дом, за­пи­сан­ным в XVII сто­ле­тии, по­тек­ли мно­гие дру­гие бла­го­дат­ные ис­це­ле­ния от гро­ба пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма: во­да, освя­щен­ная в гро­бо­вой ча­совне, зем­ля с мо­ги­лы его мгно­вен­но об­лег­ча­ли бо­лезнь и воз­вра­ща­ли здо­ро­вье страж­ду­щим. Не толь­ко все, при­хо­див­шие в ча­сов­ню с ве­рой для по­кло­не­ния гро­бу пре­по­доб­но­го, по­лу­ча­ли про­си­мое и вы­хо­ди­ли из нее здо­ро­вы­ми, но ча­сто угод­ник Бо­жий и сам яв­лял­ся боль­ным, до то­го со­вер­шен­но его не знав­шим, и при­ка­зы­вал им ид­ти к сво­е­му гро­бу, обе­щая при этом ис­це­ле­ние от раз­ных неду­гов.

    ТРОПАРЬ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРАСИМА ВОЛОГОДСКОГО

    Яко Безплотным единонравен/ и преподобным сообщник, преподобне Герасиме,/ един на Вологду пришел еси,/ прорицая ту быти граду великому/ и в нем святей церкви воздвигнутися/ и святителем водворитися./ Темже и сподобился еси/ близ того погребен быти/ и по преставлении своем многими чудесы исцелений просил еси./ Молися всегда о нас,/ яко да обрящем от Бога милость.

    КОНДАК ПРЕПОДОБНОГО ГЕРАСИМА ВОЛОГОДСКОГО

    От юности, премудре, мирский мятеж оставил еси,/ и многоценный ризы тленныя возненавидел еси,/ и святую одежду ангельскую любезно восприял еси,/ и ту соблюл еси в чистой совести/ и во благих делех, и до преставления своего/ бысть Божественнаго ради жития Троицы селение/ и просветил еси верою приходящий к тебе;/ темже вси зовем ти:/ радуйся, отче Герасиме всечестный.

    Детальное описание из нескольких источников: «герасим вологодский преподобный молитва» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

    АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ ГЕРАСИМУ, ВОЛОГОДСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Видевше тя спостницы твои зело преуспевающа в добрем иночестем житии во смирении и послушании, в целомудрии и братолюбии, желанием вожделеша видети тя нa степени пресвитера, ты же послушания ради не уклонился еси, аще и тужаше дух твой, ужасаяся высоты сея и со умилением воспевал еси Богу: Аллилуиа.

    Уразумев добре, преподобне Герасиме, Божие соизволение к почести вышняго звания, оставил еси обитель Гнилецкую и от предградия Киева пришел еси в пределы Вологодския, в непроходимую пустыню, в нейже на потоце Кайсарове, в дебрех лесных, келию себе малу соорудив, пребывал еси безмолвно в подвизех пустынных. Темже мы ныне чествуем тя, яко отца и первоначальника иноков вологодских, и взываем сице:

    Радуйся, Духом Святым осененный;

    радуйся, в безмолвии молитвеннем духовно созревый.

    Радуйся, подвижниче Божий, красотами мира сего не прельстивыйся;

    радуйся, яко Бога ради отечества страну оставивый.

    Радуйся, звездо, Богом данная, от юга к северу притекшая;

    радуйся, пустыню имевый, яко тихое пристанище.

    Радуйся, гласом твоим молитвенным огласивый дебри пустынныя;

    радуйся, благоговейный Алтаря Господня служителю.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Силою, данною ти от Господа, пустынное озлобление и в потребных скудость пред очима имея, терпел еси, благодаря и тем Христа обретя в души твоей, воспевал еси выну: Аллилуиа.

    Имея тщание о спасении души твоея, преподобне отче, обходил еси пустыни полунощныя, дондеже, узрев единый храм Воскресения Христова, возрадовался еси духом и на месте безмолвнем и безвестнем, окрест зачинаемаго града Вологды, вселился еси, единому Христу служа в посте и молитве, житие твое Богоугодное провождал еси. Мы же, взирающе на досточудныя твоя подвиги и труды, со умилением вопием ти таковая:

    Радуйся, пустынных подвигов искренний любителю;

    радуйся, своим пришествием благословивый созидавшийся град Вологду.

    Радуйся, стено и утверждение града сего;

    радуйся, жития чистотою страну нашу просветивый.

    Радуйся, Евангельских заповедей верный исполнителю;

    радуйся, Христа всем сердцем возлюбивый.

    Радуйся, волю свою Ему покоривый;

    радуйся Его благое иго восприявый.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Бурю злых напастей и искушений утишая, безбедне проходил еси всю пустыню скорбнаго иноческаго жития, и тако благодатию Божиею на кийждо день на большия простираяся труды, восходил еси от силы в силу. Помози и нам, угодниче Божий, безбедно преплыти житейскую пучину, да поем с тобою Богу: Аллилуиа.

    Слышав, преподобне отче Герасиме, о людех, седящих во тьме неверия и злонравных, спострадал еси душею о них и возгорелся еси желанием строити преславен храм во имя Живоначальныя Троицы. Сего ради взываем ти:

    Радуйся, Апостолом подражателю, просветивый тьму неверия;

    радуйся, заре, сияющая в нощи греховней блуждающим.

    Радуйся, в стране Вологодстей насадителю веры православныя;

    радуйся, просветителю во мраце страстей пребывающих.

    Радуйся, сущих во мразех согреяние;

    радуйся, освятивый пустыню устроением храма Божия.

    Радуйся, совершенное смирение нам в себе явивый;

    радуйся, равноапостольное и равноангельское житие нам показавый.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Пресветлей звезде подобен явился еси, преподобне отче Герасиме, во стране Вологодстей, и непроходимую пустыню светом богоугоднаго жития твоего озарил еси, наставляя всех на путь спасения и научая всегда пети Богу: Аллилуиа.

    Видя враг рода человеческаго богоугодное желание твое служити спасению ближних, внуши некоему богатому селянину воспротивитися тебе в строении обители. Ты же, возлагая всю надежду на единаго Бога и от Него ищай поможение себе, непоколебим в намерении своем был еси и тщанием верных создал еси обитель иноков, имже сам в наставника был еси до конца дней твоих, темже слышиши от всех:

    Радуйся, голубице незлобивая, гневом неразумнаго человека неуязвленная;

    радуйся, незлобием твоим духа злобы победивый.

    Радуйся, горлице пустыннолюбивая, от мирскаго шума во благоотишие пустыни отлетевшая;

    радуйся, яко древо благорасленное при водах.

    Радуйся, не устрашивыйся ни зверей дивиих, ни злых человек;

    радуйся, пределы Вологодския духовно просветивый.

    Радуйся, святыя церкве Вологодския похвало и радование;

    радуйся, словеснаго стада твоего добрый пастырю.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Проповедует Вологодская наша страна труды твоя и подвиги, богомудре Герасиме, подъятыя тобою ради душевнаго спасения, егоже ради прослави тя Господь даром проречения, имже прорекал еси мужу строптиву, иже прещаше ти строити обитель, грядущия ему оскуднения в потребных к житию. Сего ради, видящи предивное сбытие твоего проречения, воспеваем Богу: Аллилуиа.

    Возсия добродетельнаго твоего жития свет велий во всей стране Вологодстей, преподобне отче Герасиме, мнози бо прихождаху к тебе издалеча. Инии убо хотяху насладитися богодухновенных словес твоих, друзии же жительствовати с тобою ревноваху. Ты же всех приемляй с любовию, яко отец их, об обращении заблуждших чад радовался еси. Сего ради мы благодарственно вопием ти таковая:

    Радуйся, первоотец иноков Вологодских бывый;

    радуйся, богомудрая главо всех подвижников во Христе страны Вологодския.

    Радуйся, иноков и мирских человек верный руководителю ко спасению;

    радуйся, яко под сень пустыни твоея хотящих спасения принимал еси.

    Радуйся, возбудивый к покаянию спящия совести;

    радуйся, жезле, падающих подкрепляяй.

    Радуйся прозорливость благодатную проявивый;

    радуйся, о нас грешных Судии праведнаго умоление.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Хотя спасти тобою многих, премилосердный Бог яви тя быти не точию началовождя сонма иночествующих, но и Боговещаннаго проповедника, возвестившаго имя Божие во стране Вологодстей; людие бо, во онем месте обитающии и не ведущии дотоле Бога, во светлости твоего жития узреша первую зарю спасительнаго боговедения и благочестия и от тебе научишася воспевати истинному Богу: Аллилуиа.

    Новую благодать показа тобою всех Творец и Владыка Господь, егда бе попущением Божиим нечистивии людие огнем и мечем святую обитель твою разориша и опустошиша, якоже невозможно быша обрести место погребения твоего, преподобне отче; явися некоей благочестивой старице из града, страждущей двадесять лет слепотою, повелел еси ей совершити молебное пение на месте, идеже обрящет свой плат. Она же послушавши гласа твоего, абие прозре. Многая и иная чудеса, истекавшая точию от праха, или воды, освященныя при гробе твоем, прославляюще, вопием ти таковая:

    Радуйся, чудно место погребения многоцелебных мощей твоих явивый;

    радуйся, скорый помощниче призывающих тя.

    Радуйся, слепым зрение многажды даровавый;

    радуйся, недугующих врачу милостивый.

    Радуйся, в скорбех и бедах и обстояниих скорый помощниче;

    радуйся, в сониих и видениих верныя посещаяй.

    Радуйся, делателю чудес преславный;

    радуйся, яко вода, освященная при мощех твоих, исцеляющи недуги чудодействует.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Странное твое и вельми скорбное житие не токмо человеки на земли, но и Ангелов на небеси удиви: ты бо, вселився в пустыни, всеусердне единому Богу работал еси, преподобне отче Герасиме, сего ради и малое моление тебе приносяще, всяких болезней исцеления приемлем и в благоверии утвердающеся, всегда вопием Богу: Аллилуиа.

    Весь был еси в Бозе, аше на земли пребываяй в непрестаннем бдении и пощении. Ныне же духом Престолу Божию предстоя, телом же в недре земли почивая, чтущим тя подаеши цельбы, велие убо стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, к твоему заступлению притекающих и вопиющих ти:

    Радуйся, хлад и глад в пустыни претерпевый;

    радуйся все внешнее злострадание без ропота восприявый.

    Радуйся, Богомудрием преукрашенный;

    радуйся, просвещенный внутрь благодатию Божиею.

    Радуйся, чтущим тя ходатаю вечнаго спесения;

    радуйся, приходящих на поклонение к святым мощем твоим благословляяй.

    Радуйся, молитвенниче о нас усердный;

    радуйся, страны нашея небесный хранителю.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Вси безплотнии Ангели и собори святых радостно сретоша тя на небеси, преподобне Герасиме, по честнем успении твоем. Сам Господь, тобою проповеданный, увенча тя венцем небесныя славы и сопритче тя к лику святых Своих, выну воспевающих Ему: Аллилуиа.

    Витийство человеческое не довлеет достойно восхвалити твое пустыннолюбное житие, преподобне отче; от юных бо лет до старости маститыя неуклонно шествовал еси во след Христа и волю Его святую присно творил еси. Сего ради любовию твоею побеждаеми благодарно тебе зовем:

    Радуйся, подвижниче Христов неизменный;

    радуйся, притекающим к тебе отец чадолюбивый.

    Радуйся, на земли поживый равноангельно;

    радуйся, светильниче, сияющий добродетельми.

    Радуйся, яко к небесному свету многих приведый;

    радуйся, от земли пришедый во обители райския.

    Радуйся, достойный наследниче Царствия Христова;

    радуйся яко во успении твоем нас не оставляеши.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Спастися всем нам помози, угодниче Божий, преподобне отче Герасиме, мир умири и помяни всех веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощем твоим святым приходящих, да избавлени тобою, вопием Богу: Аллилуиа.

    Стена был еси, преподобне Герасиме, всем требующим в бедах и напастех твоего заступления; темже и нас, немощствующих грехи многими, заступи молитвами твоими со усердием вопиющих тебе таковая:

    Радуйся, указателю пути праваго;

    радуйся, святче Божий, со святыми обитаяй и за грешныя Бога умоляяй.

    Радуйся, любовь твою к отечеству земному и по смерти являяй;

    радуйся, мощи твоя святыя чудесы многими прославивый.

    Радуйся, хромых и разслабленных благосердый укрепителю;

    радуйся, ногами болезнуюшаго Иакова право ходити устроивый.

    Радуся, всех усердно притекающих к тебе от искушений и бед скорое избавление;

    радуйся, яко от Господа на небесах обрел еси мзду трудов твоих.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Пение немолчное Пресвятей Троице хотяще пряносити, начаша приходити мнози исцеления ради недуг своих к чудесно обретенному месту погребения твоего, преподобне отче Герасиме, забвенному от многих лет, возградиша на гробе твоем малу часовню, раку устроиша и икону твою написаша; последи же и храм преславен воздвигоша, в немже приношашеся безкровная жертва о спасении всех православных христиан, вопиющих Богу: Аллилуиа.

    Светозарным светом блистает преславный храм твой, преподобне отче Герасиме, имея цельбоносный твой гроб яко светильник пресветлый, да видяще видим и благоговейне почитающе тя, дерзаем глаголати ти сице:

    Радуйся, граду Вологде и святому храму, идеже покоятся святыя мощи твоя, страже неусыпный;

    радуйся, яко лучами святыни твоея нас озаряеши.

    Радуйся, святилище света небеснаго;

    радуйся, святому храму твоему утверждение и нам, почитающим тя, спасение.

    Радуйся, утешение всем прибегающим к твоей всесильней помощи;

    радуйся, безпомощным скорый помощниче.

    Радуйся, немощных целителю;

    радуйся, яко молитвенно тя призывающия скоро посещаеши.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Благодать твою и твое велие дерзновение пред Богом ведуще, преподобне отче Герасиме, с верою и любовию покланяемся тебе и молимся: молися Всеблагому Богу, да хранит Церковь святую от неверия и раскола, всех нас от бед и напастей, да вопием с тобою Богу: Аллилуиа.

    Поюще подвиги твоя равноапостольныя и многия преславныя чудотворения твоя, преподобне отче Герасиме, ублажаем богомудрое твое пришествие во град Вологду и всечестное твое успение, яко и по преставлении твоем не оставляеши нас благодатными чудес даровании. К тебе убо припадаем, тебе молимся и восхваляем тя сице:

    Радуйся, Апостолов Христовых единонравный последователю;

    радуйся, от вечности предопределенный просветителю страны Вологодския.

    Радуйся, апостольски подвизавыйся во граде Вологоде;

    радуйся, яко подвигом тезоименнаго Герасима, иже на Иордане реце, последовал еси.

    Радуйся, стране нашей многоценное украшение;

    радуйся, Ангельских ликов собеседниче.

    Радуйся, всех святых присный друже;

    радуйся, непрестанный молитвенниче ко Господу о совершающих благочестно память твою.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    О великий угодниче и преславный чудотворче, страны нашея первоподвижниче, преподобне отче Герасиме, прими от нас недостойных в похвалу тебе приносимое сие малое моление наше, и предстоя престолу Господа славы, молися о всех нас, да избавимся от всяких бед и болезней и обрящем милосердие Божие в день судный, в радости поюще Богу: Аллилуиа.

    Сей кондак чтется трижды, посем чти Икос 1 и Кондак 1.

    Ангелоподобное видев житие пустыннолюбивых старец в пещерных затворех Гнилецкия обители, юже возлюби преподобный Феодосий Печерский, тишину пустыни и ты возлюбил еси, преподобне Герасиме, и в юности возраста своего отшел еси от дому родителей твоих в ону пустыню Гнилецкую, и тамо восприяв Ангельский образ, водворился еси с работающим Богу. Темже, яко избранника Божия, величаем тя пении сими:

    Радуйся от благочестиваго корене отрасле святейшая;

    радуйся, града Киева пречестное порождение.

    Радуйся, от млада возраста в дому Божием пребывати возжелавый;

    радуйся, любве ради Христовы преименитый град отечества твоего оставивый.

    Радуйся, обители Гнилецкия святое прозябение;

    радуйся, яко богомудрая пчела подвизающихся тамо отец аки от различных цветов сладость духовныя мудрости собравый.

    Радуйся, во мраце невечернем свет Боговедения снискавый;

    радуйся, иночество доброе ради служения Богу приявый.

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    Избранный угодниче Христов, преподобне отче наш Герасиме, первый равноангельным житием в Вологодстей стране просиявый от гор Киевских, осветивый благочестия светлостьми пустыни севера, и путь к небеси правый многим показавый, похвальная восписуем ти любовию чтущии святую память твою; ты же имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, зовущих:

    Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче.

    О, преподобне и богоносне отче наш Герасиме, угодниче Христа Бога нашего, от юности мир и вся яже в нем презревый, Христа же от всея души усердно возлюбивый! Якоже древний Авраам, от земли твоея и от отечества богоспасаемаго града Киева, в землю дольнюю Богом наставляем, во град сей, Вологду, преселился еси, и в нем пречестную обитель во имя Живоначальныя Троицы воздвигл еси, в нейже во бдениих всенощных и молитвах дненощных Богу совершенно угодил еси. Сего ради и Христос Господь благоугодныя твоя подвиги видев, даром чудес изобильно обогати тя: не точию бо жив сый, но и по преставлении многоразличныя, аки источник неисчерпаемый, источаеши исцеления с верою к тебе приходящим. Темже нам грешным и недостойным рабом твоим помози благоугодными твоими молитвами; простри ко всемогущему Богу преподобныя твоя руце и испроси нам от обдержащих нас болезней, бед, зол и напастей избавление, да с верою ублажаем тя, теплаго нашего заступника, паче же прославляем всегда прославльшаго тя Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом честь, слава и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

    Герасим Вологодский, преподобный

    Преподобный Герасим был одним из первых подвижников Вологодского края; но сам он не был вологодским уроженцем.

    Когда подвижник достиг возраста, потребного для получения сана священного (не менее 30-ти лет), подвизавшиеся с ним братия предложили ему принять на себя сан пресвитера.

    с церковью Воскресения Христова. Герасим выбрал себе для жительства глухой лес, отделявшийся от посада Вологды ручейком Кайсаровым. Здесь, в полуверсте от реки Вологды, среди лесной чащи, преподобный Герасим устроил скромную келлию и в тишине уединения, никем и ничем не развлекаемый и никому

    не ведомый, всецело предался богомыслию и подвигам суровой отшельнической жизни, дни и ночи проводя в молитвах и псалмопении.

    Тяжело было переносить ревностному подвижнику такое несочувственное и холодное отношение к осуществлению его святого намерения - создать Божий храм и обитель. Однако преподобный не пал духом и не отчаялся в успехе своего предприятия, но, вооружившись терпением, еще с большим усердием и ревностью продолжал начатое, трудясь каждый день с утра до вечера.

    До нас не дошло никаких сведений о жизни и деятельности преподобного Герасима по устроении им храма и обители до самой блаженной его кончины, последовавшей в 1178 году. Но, без сомнения, в эти тридцать лет он совершил много подвигов, просвещая страну вологодскую светом своих добродетелей и учения евангельского. Из числа многих чудес, совершенных преподобным Герасимом, приведем лишь те, которые записаны с большею подробностью и обстоятельностью.

    с горечью: «Забыл ты свое обещание преподобному Герасиму и тем прогневал Господа!»

    Услыхав это, Игнатий вспомнил о своем обете и тотчас же, нимало не медля, отправился в путь, намереваясь помолиться у гроба угодника Божия. В то же мгновение Игнатий почувствовал облегчение от своих страданий.

    Рубрика | Религия

    Преподобный Герасим Вологодский

    Опубликовано: 17 Март 2017. 17 марта день памяти преподобного Герасима Вологодского. Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим был од­ним из пер­вых по­движ­ни­ков Во­ло­год­ско­го края, но сам он не был во­ло­год­ским уро­жен­цем.

    Пре­по­доб­ный Герасим родился в Киеве. С детства он помышлял о пути отшельника. Став послушником, а затем монахом в Гнилецкой обители, в семи километрах от города, он совершенствовался в добродетели под руководством опытных старцев монастыря.

    В 30 лет Герасим получил предложение стать священником. Сначала он из смирения отказался, но затем по настоянию братии дал согласие. Святой Герасим часто повторял слова Господа: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Он старался с каждым днем извлекать все больше пользы из дарованного ему и ежедневно приносил Бескровную Жертву со страхом Божиим и великим благоговением.

    Горя желанием нести людям свет истины, он покинул Киев и отправился на север, в Вологодский край, тогда еще мало просвещенный светом Евангелия (1147). Достигнув небольшого селения с церковью Воскресения Христова, бывшего тогда на месте Вологды, Герасим поселился в глухом лесу, отделенном от селения Кайсаровым ручьем. Там он построил себе скромную келью и жил в ней в полном одиночестве, творя непрестанную молитву, денно и нощно восхваляя чудеса Господни пением псалмов.

    Мало-помалу жители того края стали приходить к нему за молитвой и советом. Отдавая себе отчет в том, сколь слабы их познания в вере Христовой, святой Герасим принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы, вокруг которого позднее образовалась обитель. Несмотря на противодействие местного землевладельца, святой упорно продолжал трудиться, усерднее постясь и молясь, и своими исполненными любви проповедями прививал местным жителям христианские добродетели и милосердие к ближним. Со временем некоторые из них сами предлагали благочестивому иноку помощь в возведении храма, другие просили позволения остаться и вести монашескую жизнь под его руководством. Так возник Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь – первый в этих краях.

    Пре­по­доб­ный Герасим скончался в 1178 году. Христиане с верой стекались к могиле преподобного Герасима, прося его молитвенного заступничества, и около нее неоднократно происходили случаи исцеления. Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь на протяжении еще четырех веков привлекал к себе многочисленных паломников.

    В 1612 году польские войска захватили эту область. Монастырь святого Герасима был разорен и остался лежать в руинах. Однажды святой явился во сне женщине, которая на протяжении двенадцати лет страдала слепотой. Он указал ей место, где в забвении лежали его драгоценные мощи, и попросил отслужить панихиду. Женщина, выполнив его просьбу, исцелилась. Монастырь тогда был восстановлен.

    За этим пер­вым чу­дом, за­пи­сан­ным в XVII сто­ле­тии, по­тек­ли мно­гие дру­гие бла­го­дат­ные ис­це­ле­ния от гро­ба пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма: во­да, освя­щен­ная в гро­бо­вой ча­совне, зем­ля с мо­ги­лы его мгно­вен­но об­лег­ча­ли бо­лезнь и воз­вра­ща­ли здо­ро­вье страж­ду­щим. Не толь­ко все, при­хо­див­шие в ча­сов­ню с ве­рой для по­кло­не­ния гро­бу пре­по­доб­но­го, по­лу­ча­ли про­си­мое и вы­хо­ди­ли из нее здо­ро­вы­ми, но ча­сто угод­ник Бо­жий и сам яв­лял­ся боль­ным, до то­го со­вер­шен­но его не знав­шим, и при­ка­зы­вал им ид­ти к сво­е­му гро­бу, обе­щая при этом ис­це­ле­ние от раз­ных неду­гов.

    ТРОПАРЬ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРАСИМА ВОЛОГОДСКОГО

    Яко Безплотным единонравен/ и преподобным сообщник, преподобне Герасиме,/ един на Вологду пришел еси,/ прорицая ту быти граду великому/ и в нем святей церкви воздвигнутися/ и святителем водворитися./ Темже и сподобился еси/ близ того погребен быти/ и по преставлении своем многими чудесы исцелений просил еси./ Молися всегда о нас,/ яко да обрящем от Бога милость.

    КОНДАК ПРЕПОДОБНОГО ГЕРАСИМА ВОЛОГОДСКОГО

    От юности, премудре, мирский мятеж оставил еси,/ и многоценный ризы тленныя возненавидел еси,/ и святую одежду ангельскую любезно восприял еси,/ и ту соблюл еси в чистой совести/ и во благих делех, и до преставления своего/ бысть Божественнаго ради жития Троицы селение/ и просветил еси верою приходящий к тебе;/ темже вси зовем ти:/ радуйся, отче Герасиме всечестный.

    Присылайте Ваши заметки на наш адрес

    1000 и 1 мелочь

    Сам себе доктор

    В гостях у сказки

    Вяжем, шьем и вышиваем

    Глобус. Детская познавательно-развлекательная газета

    Календарь православных праздников

    Лунный посевной календарь

    Мясо, сало, колбаса и другие чудеса

    Народные лекарства и снадобья

    100 вопросов 100 ответов и полезные советы

    Бабушкины заготовки на зиму

    Варим, солим, маринуем

    Детская сказка на ночь

    Домашние заготовки на зиму

    Детский мир! Комплект

    Умный школьник. Комплект

    Строгач с конфискацией

    Не сумев переправить нелегалов в Европу, предприниматель из Лиды принудил их работать на себя, превратив в рабов.

    Мы мало что знаем о нем, древнее житие преподобного Герасима погибло в пожаре во время разорения Вологды в 1612 году отрядами польcко-литовских грабителей.

    Сохранилось сказание о чудесах святого, которое повествует, что преподобный был монахом Гнилецкой Успенской обители под Киевом и отправился на Север проповедовать Евангелие.

    Как говорит сказание, 19 августа (по новому стилю 1 сентября) Герасим пришел на берег Вологды.
    Здесь уже было поселение, была и церковь - Воскресения Христова. Пришелец из Киева поставил себе келью в полуверсте от берега Вологды, за Кайсаровым ручьем.

    На том же месте преподобный Герасим основал небольшой монастырь во имя Святой Троицы - он стал первой обителью в этих местах.
    Несмотря на противодействие местного землевладельца, святой упорно продолжал трудиться, усерднее постясь и молясь, и своей христианской жизнью, своими проповедями прививал местным жителям христианские добродетели.

    Тридцать лет прожил монах из Киева в северном городе и отошёл ко Господу в 1178 году.

    Монастырь, основанный первым чудотворцем на Вологодчине, был разорен в 1612 году, пам ять о месте погребения преподобного Герасима была на несколько лет утрачена.

    Святой Герасим сам открыл его людям, явившись во сне одной вологжанке, которая, помолившись на могиле святого, исцелилась от слепоты.

    На могиле преподобного Герасима поставили часовню. По молитвам у мощей святого люди получали исцеления от различных болезней.
    Вскоре неподалеку от часовни вологжане воздвигли деревянную церковь во имя Святой Троицы.

    Однажды исцеление произошло на глазах у архиепископа Вологодского и Великопермского Маркелла, впоследствии канонизированного за благочестивую жизнь.

    Владыка 6 июля 1649 года повелел священнику Троицкой церкви Григорию Попову записывать сведения об исцелении больных и других чудесах, происходивших у мощей основателя Троицкого монастыря, в 1649 - 1666 годы их было засвидетельствовано 37.

    Точная дата канонизации первого Вологодского чудотворца неизвестна. В "Описание о российских святых" (конец XVII - начало XVIII века) включен преподобный Герасим, "начальник Троицкого монастыря у Кайсарова ручья".

    В свой список Вологодских святых включил преподобного Герасима епископ Евгений (Болховитинов, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий).
    Собор Вологодских святых, который был составлен епископом Иннокентием (Борисовым) в 1841 году (прославлен как Иннокентий Херсонский), включил в себя и преподобного Герасима Вологодского.

    Почитание преподобного Герасима как основателя Вологды с годами крепло. В конце XIX века был учрежден "крестный ход от Спасо-Всеградской церкви и других церквей и монастырей г. Вологды в градскую же Троице-Герасимовскую церковь в память пришествия... в Вологду преподобного Герасима".

    Большевики, придя к власти, старались лишись народ памяти о святых и святынях.
    В 1925 году перед днем пришествия в Вологду преподобного Герасима храм его имени пытались уничтожить. "Накануне праздника, - писал в своем дневнике вологодский священник Александр Подстаницкий, - был поджог Герасимовской церкви вблизи раки преподобного Герасима, выгорел пол и сгорела икона Николая Чудотворца, а самая рака осталась целою. Это обстоятельство признано всеми чудом".

    Однако безбожников чудо не остановило. Спустя некоторое время храм был закрыт, разорен и уничтожен.

    Место упокоения основателя Володы верующие люди знали всегда, там был установлен небольшой Поклонный крест.

    Несколько раз его уничтожали неизвестные, однако каждый раз верующие крест восстанавливали.

    В 2012 году настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин начал сбор средств для строительства часовни во имя святого основателя Вологды - преподобного Герасима. 15-метровую часовню по проекту архитектора Р. Д. Каменщикова поставили точно на том месте, где погребен преподобный Герасим.

    Свои лепты в возрождение святыни на историческом месте внесли тысячи жителей города, многие предприятия и организации Вологды.

    Тропарь преподобного Герасима Вологодского

    глас 4
    Яко Безплотным единонравен/ и преподобным сообщник, преподобне Герасиме,/ един на Вологду пришел еси,/ прорицая ту быти граду великому/ и в нем святей церкви воздвигнутися/ и святителем водворитися./ Темже и сподобился еси/ близ того погребен быти/ и по преставлении своем многими чудесы исцелений просил еси./ Молися всегда о нас,/ яко да обрящем от Бога милость.

    Кондак преподобного Герасима Вологодского

    глас 8
    От юности, премудре, мирский мятеж оставил еси,/ и многоценный ризы тленныя возненавидел еси,/ и святую одежду ангельскую любезно восприял еси,/ и ту соблюл еси в чистой совести/ и во благих делех, и до преставления своего/ бысть Божественнаго ради жития Троицы селение/ и просветил еси верою приходящий к тебе;/ темже вси зовем ти:/ радуйся, отче Герасиме всечестный.

    Молитва

    О, преподобне и богоносне отче наш Герасиме, угодниче Христа Бога нашего, от юности мир и вся яже в нем презревый, Христа же от всея души усердно возлюбивый!

    Якоже древний Авраам, от земли твоея и от отечества богоспасаемаго града Киева, в землю дольнюю Богом наставляем, во град сей, Вологду, преселился еси, и в нем пречестную обитель во имя Живоначальныя Троицы воздвигл еси, в нейже во бдениих всенощных и молитвах дненощных Богу совершенно угодил еси.

    Сего ради и Христос Господь благоугодныя твоя подвиги видев, даром чудес изобильно обогати тя: не точию бо жив сый, но и по преставлении многоразличныя, аки источник неисчерпаемый, источаеши исцеления с верою к тебе приходящим.

    Темже нам грешным и недостойным рабом твоим помози благоугодными твоими молитвами; простри ко всемогущему Богу преподобныя твоя руце и испроси нам от обдержащих нас болезней, бед, зол и напастей избавление, да с верою ублажаем тя, теплаго нашего заступника, паче же прославляем всегда прославльшаго тя Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом честь, слава и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Святой Герасим родился в Киеве. С детства он помышлял о пути отшельника. Став послушником, а затем монахом в Гнилецкой обители, в семи километрах от города, он совершенствовался в добродетели под руководством опытных старцев монастыря.

    В 30 лет Герасим получил предложение стать священником. Сначала он из смирения отказался, но затем по настоянию братии дал согласие. Святой Герасим часто повторял слова Господа: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Он старался с каждым днем извлекать все больше пользы из дарованного ему и ежедневно приносил Бескровную Жертву со страхом Божиим и великим благоговением.

    Горя желанием нести людям свет истины, он покинул Киев и отправился на север, в Вологодский край, тогда еще мало просвещенный светом Евангелия (1147). Достигнув небольшого селения с церковью Воскресения Христова, бывшего тогда на месте Вологды, Герасим поселился в глухом лесу, отделенном от селения Кайсаровым ручьем. Там он построил себе скромную келью и жил в ней в полном одиночестве, творя непрестанную молитву, денно и нощно восхваляя чудеса Господни пением псалмов.

    Мало-помалу жители того края стали приходить к нему за молитвой и советом. Отдавая себе отчет в том, сколь слабы их познания в вере Христовой, святой Герасим принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы, вокруг которого позднее образовалась обитель. Несмотря на противодействие местного землевладельца, святой упорно продолжал трудиться, усерднее постясь и молясь, и своими исполненными любви проповедями прививал местным жителям христианские добродетели и милосердие к ближним. Со временем некоторые из них сами предлагали благочестивому иноку помощь в возведении храма, другие просили позволения остаться и вести монашескую жизнь под его руководством. Так возник Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь – первый в этих краях.

    Святой Герасим скончался в 1178 году. Христиане с верой стекались к могиле преподобного Герасима, прося его молитвенного заступничества, и около нее неоднократно происходили случаи исцеления. Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь на протяжении еще четырех веков привлекал к себе многочисленных паломников.

    В 1612 году польские войска захватили эту область. Монастырь святого Герасима был разорен и остался лежать в руинах. Однажды святой явился во сне женщине, которая на протяжении двенадцати лет страдала слепотой. Он указал ей место, где в забвении лежали его драгоценные мощи, и попросил отслужить панихиду. Женщина, выполнив его просьбу, исцелилась. Монастырь тогда был восстановлен. В дальнейшем на могиле святого Герасима продолжали совершаться чудеса, связанные прежде всего с прозрением слепых.

    Новая церковь Святой Троицы, возведенная над могилой святого, была разрушена в начале большевистской революции.

    Основной источник биографических сведений о преподобном Герасиме - «Повесть о чудесах Герасима Вологодского», написанная неким Фомой около 1666 года по благословению архиепископа Вологодского и Великопермского Маркела . Согласно повести, он родился в Киеве , а затем был послушником в монастыре, который в житии именуется «Глушенским». Однако, по мнению исследователей, здесь в документе допущена ошибка, поскольку «такого монастыря ни в XII веке, ни после не бывало в Киевской губернии» . Предположительно речь идёт о Гнилецкой Успенской пустыни или Глушицком монастыре близ Киево-Печерской Лавры . В 30 лет принял сан пресвитера . Сказание повествует о том, что святой пришёл из Киева на реку Вологду в 1147 году и основал на Кайсаровом ручье мужской монастырь в честь Святой Троицы .

    Из «Жития Герасима Вологодского»

    «Лета 6655 (1147) Августа в 19 день, на память
    святого мученика Андрея Стратилата, прииде
    Преподобный отец Герасим от богоспасаемого града
    Киева, Глушенскаго монастыря постриженик, к
    Вологде реке, ещё до зачала града Вологды, на
    великий лес, на средний посад Воскресения
    Христова Ленивыя площадки малаго Торжку,
    и создал пречестень монастырь во славу
    Пресвятыя Троицы, от реки Вологды расстоянием
    на полпоприща» ,

    Датировка основания монастыря подвергается учёными сомнению. Так, историки А. Н. Башенькин и И. П. Кукушкин указывают на отсутствие практики монастырской жизни на северо-востоке Руси в XII веке :

    О его деятельности после основания монастыря и до самой кончины ничего не известно. Умер преподобный Герасим в 1178 году . В грамоте патриарха Адриана - гг. о месте его упокоения говорится так:

    Каноническая дата смерти Герасима - 4 марта . Однако историки подвергают её точность сомнению: «её день подозрительно совпадает с отмечаемым всею Церковью днём памяти другого, более известного святого Герасима - Герасима Иорданского , скончавшегося 4 марта 475 года » .

    Списки жития святого Герасима очень редки. По предположению учёных, «существовало какое-то раннее житие, которое могло погибнуть при захвате и разорении Вологды польско-шведскими отрядами в Смутное время, в 1612 г., когда был разгромлен основанный Герасимом Троицкий на Кайсаровом ручье монастырь. Об этом сообщается в Сказании XVII в. о чудесах Герасима» . Один из списков в настоящее время находится в Государственном историческом музее в Москве , другой - указан в сборнике из библиотеки Спасо-Прилуцкого монастыря № 37/36 . Научное исследование памятника не проводилось. Как указывается в «Православной энциклопедии », ещё один список находится в Ярославском музее-заповеднике . В последнем списке, в частности, говорится о том, что его автору, монаху Ионе Керженскому была доступна «особенная книжица древняго письма», в которой чудеса святого излагались в 37 статьях .

    Почитание и канонизация

    После разорения поляками Троицкой обители в 1612 году место погребения её основателя было утрачено и открыто вновь только спустя несколько десятилетий. С последним событием связывают многочисленные чудеса. Согласно записям священника Троицкой церкви о. Григория Попова, в -1666 годах их было 37. Одно из чудес 6 июля 1649 года было свидетельствовано архиепископом Маркелом. В 1690 году братия вологодского Духосошественского монастыря обращалась с челобитной к патриарху Адриану с просьбой разрешить прославление Герасима как святого. Однако в 1699 году после дознания архиепископа Гавриила в этой просьбе им было отказано. Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений:

    Однако, несмотря на запрет архиепископа, почитание Герасима местными жителями продолжалось. В 1717 году деревянная Троицкая церковь , в которой хранились его мощи, была заменена каменной. Мощи перенесли в раку . В 1811 году преподобный Герасим уже упомянут в официальном списке вологодских святых, составленном епископом Евгением (Болховитиновым), а в 1841 году местная канонизация подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых . В 1894 году Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Герасима в Вологду крестным ходом .

    Иконография


    Изображение святого также встречается на следующих иконах, хранящихся в фондах ВГИАХМЗ : иконепрядница «Преподобные Герасим и Галактион Вологодские чудотворцы» (XVIII век); «Спас Вседержитель (Смоленский) с вологодскими святыми» (1779 год); «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу со святыми» (XVIII век) и др.

    По традиции преподобный Герасим изображается в полном монашеском облачении (подряснике , рясе , поясе, мантии , аналаве на груди, в схиме на голове и на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке . Согласно иконописному подлиннику Филимонова, Герасим «Подобием сед, брада аки Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия » .

    Памятники

    Памятник Герасиму Вологодскому открыт 28 июня 2012 года в Вологде на пересечении улиц Бурмагиных и Маяковского. Скульптор - Олег Уваров.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Герасим Вологодский"

    Примечания

    1. «Чудеса и деяния и преславные новоявленная творения преподобного и приснопамятного Отца нашего Герасима».
    2. Верюжский В. Преподобный Герасим, основатель Троицкого Кайсарова монастыря, Вологодский чудотворец. Вологда, 1879. С. 3.
    3. «Чудеса и деяния и преславные новоявленная творения преподобного и приснопамятного Отца нашего Герасима»
    4. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
    5. Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города. - Вологда, «Древности Севера», 2006 (2-е изд.)
    6. .
    7. ГИМ, собр. Уварова, № 1247 (107) (134), в сборнике севернорусских житий начала XVIII в., на л. 69-81 об.: «Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца» (25 чудес, с 1649 г.)
    8. «Чудеса и деяния и преславная новоявленная творения преподобнаго и приснопамятнаго отца нашего Герасима, иже у пресвятыя Троицы, вверх посаду с поля от Прилука, что у Кайсарова ручья»
    9. «Месяца марта в 4 день, преподобнаго отца нашего Герасима Вологодскаго, началника Троицкаго монастыря, иже у Кайсарова ручья» (в составе «Алфавита» старообрядческого мон. Ионы Керженского - ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 110 об.- 111 об., 1807-1811 гг.).
    10. // Православная энциклопедия . - М, 2006. Т. 11. С. 142-144
    11. Старая Вологда: XII - нач. XX в.: Сб. документов и материалов. - Вологда, 2004. С. 421, 517
    12. Новый сводный иконописный подлинник, МДА, 2008 год
    13. Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова. М., 1874

    Литература

    • Боярищев В. А. Троице-Герасимовская церковь / В. А. Боярищев // Мезон. - 2000. - N 9. - С. 16: ил.
    • Башенькин А. Н. , Кукушкин И. П. Древняя Вологда // Вологда: Ист.-краевед. альм. - Вологда, 1994. - Вып. 1. - С. 29-45: ил. - Библиогр. в примеч. в конце ст.
    • Васильев Ю. С. Герасим Вологодский и начало города Вологды // Вологда: Краевед. альм. - Вологда, 1997. - Вып. 2. - С. 588-600.
    • Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Гаранина Т. «Прииде Герасим на великий лес…» // Русский Север (Пятница). - 1997. - 27 июня. - С. 1-2
    • Герасим Вологодский, преподобный (1178) // Энциклопедия православной святости: Т. 1. - М., 1997. - С. 131
    • Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых.- М.: Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т, . - 692, III, с.
    • Лазарев И. В лето явления Вологды // Красный Север. - 1997. - 12 апр.
    • Маркелов, Г. В. Свод описаний // Маркелов Г. В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии: (Прориси и пер., иконопис. подлинники): [В 2 т. ].- М., 1998. - Т. 2. - С. 35-245
    • О торжествах в Вологде в память Вологодского преподобного Герасима // Вологодские Губернские Ведомости. - 1895. - N34. - С. 6
    • «Повесть о чудесах» Герасима Вологодского / Публ. Ю. С. Васильева, Е. А. Малышевой // Вологда: Краевед. альм. - Вологда, 1997. - Вып. 2. - С. 601-619
    • Роман, иерей. Вологодские святые угодники: [Рассказ иерея Рождество-Богородицкого кафедрального собора о. Романа] / Записала О. Крутикова // Вологодские новости. - 1997. - N 27 (3-9 июля). - С. 6
    • Суворов Н. И. Преподобный Герасим, Вологодский чудотворец и Троицкий Кайсаровский, основанный им, монастырь// Вологод. Епарх. Вед. - 1868. - N5. - С.115 - 133.
    • Халтурина Н. Вологодские святые // Русский огонёк. - Вологда, 1996. - N 24 (28 июня-4 июля).

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Герасим Вологодский

    В чем же состоит сущность этих упреков?
    В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.
    Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру.
    Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12 м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели.
    Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного.
    Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, – с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было.
    Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни.

    Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении.
    Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.
    Почему же это случилось так, а не иначе?
    Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история.
    Но что такое случай? Что такое гений?
    Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений.
    Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей.
    Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении.
    Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений.
    Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы.
    Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

    Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
    И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
    Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
    Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
    По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
    Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
    Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
    Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
    Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
    Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
    Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.