Войти
Мир медицины
  • Как приготовить хрустящие домашние галеты?
  • Как приготовить гратен из кабачков в духовке Гратен из кабачков и картофеля
  • Самые вкусные молочные коктейли
  • Диетические салаты на новый год Новогодние салаты для тех кто на диете
  • Значение имени Олеся (Алеся)
  • Что можно открыть на 50 тысяч рублей
  • Развиваем языковой анализ и синтез у младших школьников с дисграфией. Развитие языкового анализа и синтеза у учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией Формирование языкового анализа и синтеза

    Развиваем языковой анализ и синтез у младших школьников с дисграфией. Развитие языкового анализа и синтеза у учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией Формирование языкового анализа и синтеза

    Методика обучения правописанию предусматривает применение:

    1) метода языкового анализа и синтеза;

    2) метода запоминания, заучивания (имитативного метода);

    3) метода решения орфографических задач.

    Выбор метода и приема зависит:

    · от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы;

    · от психолого-физиологических факторов усвоения материала;

    · от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного языкового материала.

    Метод языкового анализа и синтеза предполагает повышение самостоятельности и познавательной активности детей.

    Приемы языкового анализа :

    1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основном к словам, написание которых существенно расходится с произношением, используется на первом этапе обучения, когда учащиеся не имеют пока достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку.

    2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем - всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы - в окончании, в корне, при переносе слов.

    3. Морфологический анализ - определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и пр. - используется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов и их слитном и раздельном написании, при различении тся и ться , а также при переносе слов.

    4. Синтаксический анализ - выяснение значения слов (прямых и переносных значений, многозначности, оттенков значений), их сочетаний, предложений и текста - необходим в любом случае, но особенно при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и др.

    Приемы языкового синтеза:

    1. Синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слова из букв, звукослияния в слоге и слове, объединение слогов, применяется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением, для непроверяемых слов.

    2. Синтез слов, т.е. словообразовательные упражнения - образование новых слов, используется при подборе проверочных слов.

    3. Синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа с учетом склонения и спряжения, запись полученных слов, необходим при усвоении правописания падежных и личных окончаний.

    4. Синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений) и текста, запись полученных форм применяется одновременно с синтезом содержания выражаемой мысли. Особенно важен для закрепления и практического применения всего комплекса умений в области письма.


    Метод запоминания применяется в основном для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания), а также тех слов, которые в начальных классах еще не могут быть проверены. Запоминание - один из важнейших элементов учебной деятельности школьников. Его роль велика в обучении грамотному письму.

    Установлено, что в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный (логический). Поэтому выбираются такие виды заданий, упражнений, которые опираются на данные факторы. Дети запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид и даже начертание отдельных букв в слове; запоминают не только звуковой состав произносимого слова, но и фонемный состав. При побуквенном, орфографическом проговаривании запоминают движения речевых органов и пишущей руки, а также мыслительные, логические операции, выполняемые при письме с целью проверки орфограмм.

    Виды упражнений, применяемые в рамках имитативного метода:

    1) зрительные диктанты, письмо по памяти, самодиктанты с последующей самопроверкой по тексту образца, различные виды списывания, осложненные аналитико-синтетическими заданиями;

    2) использование плакатов с требованием (или установкой) «Запомни!» и других средств наглядности со списками трудных слов; выделение трудных слов на страницах учебников;

    3) обращение к орфографическому словарику, проверка слов по «Словарю», запись трудных, непроверяемых слов по памяти с последующей проверкой по «Словарю»;

    4) буквенное проговаривание слов - в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание буквенного состава слов; орфографические «пятиминутки», проводимые в начале урока и состоящие в устном проговаривании трудных слов, в записи некоторых их них;

    5) различные варианты грамматического разбора; включение непроверяемых слов в составляемый учеником текст с целью их активизации и запоминания;

    6) группировка непроверяемых слов по их признакам (например, по грамматическим признакам: из списка слов выписать слова, обозначающие предметы и т.п.); заучивание стихов, содержащих трудные слова.

    Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении правописания и проверяемых слов, например, с безударными гласными в корне слова, в приставке или суффиксе, но оно неприменимо к правописанию окончаний, слитному или раздельному написанию приставок/предлогов, к употреблению заглавной буквы в именах собственных.

    Метод решения грамматико-орфографических задач совпадает с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с методом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обучение и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.

    Орфографическая задача определяется в методической литературе как задача на выбор графического знака (буквы или каких-либо небуквенных средств, дефис, знак переноса, заглавность букв и др.), служащие для передачи звучащей речи на письме) из ряда возможных на основе применения правила для передачи соответствующих значений.

    Решая орфографическую задачу, ученик должен совершить следующие действия:

    1) найти орфограмму;

    2) определить ее тип: проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

    3) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила;

    4) определить последовательность «шагов» решения задачи, т.е. восстановить в памяти алгоритм решения задачи;

    5) выполнить намеченную последовательность действий;

    6) написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

    В помощь учащимся создаются памятки, указания в виде плаката-инструкции, где даются рекомендации в нужной последовательности.

    Например , алгоритм проверки безударной гласной корня :

    1-й шаг. Найди в слове корень.

    2-й шаг. Есть ли в корне безударный гласный?

    3-й шаг. Измени слово или подбери родственное.

    4-й шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

    Уже в первом классе в соответствии с действующей программой начинается обучение решению орфографических задач.

    Этот метод относится не только к орфографии, но и ко всем разделам методики русского языка. Виды и приемы языкового анализа , используемые в правописании:

    а) звукобуквенный (фонетико-графический) анализ слов,
    их сочетаний, ведущий вид анализа в I классе, применяется и в последующих классах, особенно ценен в работе со словами, правописание которых существенно расходится с произношением;

    б) слоговой и акцентологический анализ, выделение ударных и безударных слогов, применяется при проверке безударных гласных, при переносе слов со строки на строку;

    в) семантический анализ, т.е. выяснение прямых и переносных значений слов и оборотов речи, многозначности, оттенков; особенно необходим при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и пр.

    г) словообразовательный, морфемный и этимологический анализ (в доступных случаях, разумеется),
    применяется при изучении преимущественно правописания корней слов;

    д) морфологический анализ - определение частей речи и
    их форм, типов склонения, спряжения, применяется при усвоении
    правописания падежных и личных окончаний, при различении
    предлогов и приставок и пр.;

    е) синтаксический анализ - выделение предложений из
    текста, установление связей между словами в предложении, различение членов предложения, применяется при изучении пунктуации, способствует проверке правописания падежных и личных окончаний, предлогов и пр.

    Одним из видов анализа является орфографический и пунктуационный разбор, т.е. обнаружение орфограмм и пунктограмм, их классификация и комментирование, т.е. указа­ние способов проверки.

    Языковой синтез тесно связан с анализом; его виды и приемы :

    а) синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление
    слогов и слов из фонетических и графических единиц, звукослияние в слоге и в слове, составление слов и их сочетаний из букв
    разрезной азбуки на наборном полотне, запись слов на доске и в
    тетрадях;

    б) первые попытки словообразования: синтез слов по
    образцу, на основе аналогии, по простейшим моделям, с заданными корнем, суффиксом, приставкой (при подборе проверочных слов);

    в) синтез на уровне формообразования - склонение и
    спряжение, запись полученных форм, связывание их с другими
    словами;



    г) синтез синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений, обеспечение связи слов, согласование и управление, передача мысли говорящего или пишущего, пунктуация;

    д) построение компонентов текста (абзац, обеспечение связей между предложениями, пунктуация).

    Синтез предложений и текста - это применение (закрепление) всего комплекса умений и в устной, и в письменной речи: выраже­ние мысли в акустическом или графическом коде, интонации, графика, орфография, каллиграфия. Синтез в области орфогра­фии - это проверка текста, слова и написание по результатам проверки.

    Анализ и синтез переплетаются, сливаются: так, в изложении мысли (в сочинении) идет синтез мысли, языковой синтез на уров­не внутренней речи, затем мысленный анализ - выделение орфо­грамм, затем снова синтез - в уме и графический, т.е. запись, на­писание.

    В слуховом диктанте текст воспринимается синтетически, в акустическом коде; мысленно анализируется и одновременно пе­рекодируется на графический код, выделяются орфограммы - опять анализ; орфограммы проверяются; текст вновь синтезиру­ется и фиксируется в графическом коде.



    Самоконтроль, самопроверка - смысловой синтез (мысленный) и одновременный анализ с установкой на орфографию.

    Метод запоминания, заучивания или имитативный метод

    Метод запоминания предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся.

    Запоминание - это психологическая основа имитационного метода, в рамках которого применяются следующие приемы:

    а) установка на зрительное запоминание параллельно с вооб­ражаемым «проговариванием» про себя, мысленно, или же вслух;

    б) установка на правильное, безошибочное письмо, на создание в памяти только одного «образа слова» - правильного; при
    ошибочном написании в памяти остаются два «образа слова», по
    этому имитационный метод отвергает какографию (см. выше);

    в) использование различного рода словарей: списков «словарных» слов в учебнике, плакатов с перечнем «трудных» слов, «Орфографических словариков» в виде отдельной книжки с алфавитным порядком слов (в настоящее время школа имеет несколько таких словарей - П.А.Грушникова, А.А.Бондаренко,Е.Н.Леоновича), других словариков - толковых, синонимических, словообразовательных; составление собственных ученических словариков;

    г) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и
    самодиктанты, различные виды списывания, особенно осложненные аналитико-синтетическими и другими дополнительными заданиями;

    д) использование картин, наглядных пособий, таблиц, схем,
    словообразовательных моделей;

    е) запоминание морфемного состава слов (как непроверяемых,
    так и проверяемых), словообразовательных гнезд, словосочетаний, целых предложений (пословиц, афоризмов, загадок, цитат, стихотворений, прозаических отрывков); выразительная речь,чтение, импровизация - все то, что формирует внутреннее чувствоязыка, языковую интуицию. Последняя впоследствии обеспечит автоматизированный навык безошибочного письма.

    Не следует противопоставлять запоминание методам созна­тельного усвоения орфографии. Запоминание уместно не только при усвое­нии одних только непроверяемых написаний. Оно уме­стно при написании приставок: их немного, они легко запомина­ются; некоторых суффиксов: -ан-, -ян-, -ин- и др.; корней с чередо­ваниями и т.п. Осторожнее следует относиться к запоминанию окончаний - падежных, личных, имеющих в своем составе без­ударные гласные: здесь запоминание должно быть направлено на способ проверки, т.е. на правило. Не рекомендуется также запо­минание при употреблении заглавных букв и других дифференци­рующих написаний, при переносе слов, в случаях слитного и раз­дельного написания слов.

    Метод решения грамматико-орфографических задач

    Значение этого метода возрастает от I к IV классу. Он более других способствует развитию мыслительных операций как один из поисковых, проблемных методов: требует умения увидеть про­блему, понять ее, поставить цель, составить план решения - алго­ритм (или выбрать из числа составлявшихся ранее), выполнить все «шаги» решения, сделать вывод, произвести самопроверку (см. Структуру орфографического действия).

    Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, опирается на знание языковой теории - грамматики, словообразования, фонетики, морфемики, лексикологии, на общее языковое развитие школьника, на пони­мание значений языковых единиц и смысла текста. Сами задачи имеют широкую шкалу сложности, в которой заложены возмож­ности повышения познавательной активности и самостоятельно­сти школьников.

    Алгоритмы

    Идеи моделирования и алгоритмизации все более прони­кают в технологию правописания, в практику даже начальной школы. В помощь учащимся создаются памятки (т.е., в сущности, те же алгоритмы, доступно изложенные), указания в виде плака­тов, таблиц и схем.

    Алгоритм - это точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом решения задачи опре­деленного типа. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм приводит к правильному решению задачи. Примеры алгоритмов уже встречались выше; рассмотрим алгоритмы подробнее:

    Алгоритм проверки употребления разделительного ъ

    1-й шаг: Указать орфограмму, назвать ее тип. Проверя­емые слова:

    2-й шаг: Есть ли в слове приставка?

    Да Нет: ъ не пишется

    3-й шаг: Оканчивается ли она на согласный? поехал


    Да Нет: ъ не пишется подъем


    4-й шаг: Есть ли после приставки е, ё или я?

    Да: ъ пишется Нет: ъ не пишется поднял

    5-й шаг: Написать слово правильно, проверить его.

    Такое подробное рассуждение необходимо лишь на начальных этапах овладения алгоритмом, затем оно постепенно сокращает­ся, «свертывается».

    Далеко не все правила орфографии и пунктуации легко подда­ются алгоритмизации: по некоторым из них алгоритм оказывает­ся слишком простым (жи, ши, ча, ща, чу, щу), в иных случаях - слишком сложным, например, проверка безударных личных окон­чаний глаголов I и II спряжений. Требуется до 10 шагов, что пре­вышает возможности школьника IV класса, ибо объем его опера­тивной памяти не превышает 2-5 единиц.

    В начале изучения орфографической темы, когда применение правила находится на начальной стадии, следует добиваться от учащихся полных рассуждений по всем «шагам» алгоритма, даже если они кажутся избыточными. Но в дальнейшем, по мере без­ошибочного овладения действием по алгоритму и заметной учи­телю постепенной автоматизации действий ученика, необходи­мость полного воспроизведения общего способа решения грамматико-орфографической задачи отпадает: умение работать по пол­ному алгоритму должно сохраняться для самоконтроля, на случай необходимости.

    Поскольку обучение правописанию имеет цель формирование навыка, автоматизма, то в системе обучения ему отводится более половины времени, и до 80% площади в учебниках затрачивается на упражнения разнообразных видов. Как правило, эти упражне­ния предусматривают не только практическое действие - письмо, но и умственные действия в соответствии с грамматической тео­рией и орфографическими правилами.

    3. Упражнения могут быть и устными (комментирование напеча­танного или написанного текста, проговаривание слов, выразительное чтение текста для работы над пунктуацией и пр.), но письменные упражнения преобладают.

    Письмо подразделяется, в первую очередь, на естественное , саостоятельное, т.е. на выражение своей мысли и ее запись (сочи­нение, изложение, творческие и свободные диктанты, письма, дело­вые бумаги): в них правописание выполняет свою естественную нор­мативную функцию, и на учебное, искусственное (списывание, слу­ховые и зрительные диктанты и пр.): в них главной целью является не выражение мысли, а сама техника письма, правописание.

    В зависимости от методической (и дидактической) концепции, выбранной школой и учителем, преимущество в практических системах обучения отдается тем или другим видам упражнений.

    Рассмотрим некоторые из видов упражнений.

    Имитативные упражнения (виды списывания)

    Списывание – это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста.

    Виды заданий при списывании:

    а) списывание без заданий: записываются слова, предложения, текст;
    никаких указаний не дается; цель: списать точно, без единой
    ошибки, без каких-либо искажений;

    б) в тексте для списывания пропущены некоторые буквы, иногда - морфемы, например окончания. В этом случае орфограммы
    указаны, сам учащийся не должен их искать, а только понять их
    тип и решать грамматико-орфографическую задачу по алгоритму.
    Орфограммы могут быть на одно правило, чаще – на несколько.
    Пропущенные буквы, с одной стороны, снижают уровень познавательной самостоятельности, с другой - повышают целенаправленность работы, устраняют вероятность бессознательной догадки, ибо требуют обоснованного выбора;

    в) к списываемому тексту предлагаются дополнительные задания: выделить те или иные грамматические единицы, указать в скобках
    проверочные слова и т.п. Разнообразие заданий, в сущности, безгранично;

    г) одной из высших форм списывания можно считать письмо по
    памяти заученного текста. Такие тексты обычно бывают образцовыми, далеко не простыми и, разумеется, не адаптированными.
    Младшие школьники пишут стихотворный или прозаический текст, созданный мастером слова, это оценивается высоко. Припоминая этот
    текст, школьник должен сам найти все трудные места, проверить
    их, осознать. Иногда этот вид письма относят к диктантам, называют диктантом «проверяю себя», или самодиктантом.

    При списывании действует не только зрительная память, но и ло­гическая, и рукодвигательная, а иногда - и слуховая.

    Списывание как методический прием (иногда его называли ме­тодом) имеет разную степень сознательной работы ученика: от простого копирования, которое тоже бывает необходимо, до пол­ного, несвернутого решения грамматико-орфографических задач.

    Виды диктантов

    Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого заключается в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста.

    Диктанты, как и списывание, чрезвычайно распространены в практике школ. Диктанты различают:

    По цели проведения

    обучащие контрольные

    (цель: учить детей правописанию) (проверка усвоенных знаний)

    Методика:

    1. Текст читается полностью.

    Предупреди- объясни- комменти- 2. Читается первое предложение.

    тельный тельный рованный 3. Диктуется по частям

    (орфограммы (орфограммы (объяснение предложение (2-3 слова).

    комментируются объясняются орфограммы 4. Повторяется все предложение.

    до письма) после в процессе 5. Читается весь текст.

    написания) письма)

    1) при проведении большая

    разбора обычно

    работают только самостоятельность

    сильные ученики.

    2) после разбора

    дети часто пишут, не думая.

    По форме проведения


    зрительные слуховые

    Слуховой диктант определяют как орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в гра­фический код, т.е. пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях. Его меха­низм:

    а) акустическое восприятие диктуемого текста;

    б) его смысловое понимание; языковой анализ: лексический,
    грамматический, орфографический;

    в) внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным
    графическим изображением;

    г) на этой основе - мысленное выделение орфограмм;

    д) их проверка различными способами, преимущественно с
    помощью правил;

    е) запись; проверка и запись должны совпадать во времени,
    иначе пишущий будет отставать, волноваться и, разумеется, ошибаться (темп диктовки нацелен на быстрое письмо);

    ж) самопроверка.

    После завершения диктанта учитель отводит время на окончатель­ную проверку всего текста.

    Слуховой диктант диктуется строго орфоэпи­чески, иначе он не выполнит свою функцию перекодирования ре­чи с акустического кода на графический.

    Слуховые диктанты требуют систематического использова­ния учителем.

    Зрительными диктантами называют орфографиче­ские упражнения, которые исключают слуховое восприятие, не опираются на звучание слова. Они формируют зрительный фак­тор в орфографии.

    Механизм зрительного диктанта:

    а) прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание;

    б) повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (эта ступень иногда исключается, чтобы дети запоминали с
    первого раза);

    в) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм;

    г) запись под диктовку на основе зрительного образа слов;

    д) самопроверка по образцовому тексту.


    (от 5 до 15 слов) не составляющие связного текста

    По характеру операций учащихся


    выборочный свободный творческий самодиктант

    Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части диктуемого текста, соответствующей заданию. Например, записывают слова только на определенное правило. Этот вид диктанта нельзя предлагать тогда, когда формы выписываемых слов можно определить только в контексте (правописание падежных окончаний, -тся и –ться в глаголах и т. д.). Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах. Наиболее простая – выписывание слов без их изменения. Наиболее трудная – выборочная запись с предварительным изменением слов. Выборочный диктант ценен тем, что исключает возможность механической записи, способствует лучшему восприятию и запоминанию слов, развитию орфографической зоркости.

    Свободный диктант предполагает запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла. Текст про­читывается по абзацам, по компонентам, и каждый ученик изла­гает его по-своему, в своем индивидуальном ключе.

    Творческий диктант предполагает запись диктуемого текста с предварительным изменением. Различают несколько видов творческих изменений:

    Диктант со вставкой слов (распространение предложений);

    Диктант с изменением грамматической формы слов.

    Самодиктант, или диктант «проверяю себя», есть, в сущ­ности, вариант зрительного диктанта: он ориентирован на само­стоятельную работу без учителя. Его порядок: внимательное про­чтение значительного отрывка текста, выявление в нем орфо­грамм, после чего текст убирается. Затем ученик его пишет, потом проверяет по образцу. Это способ преодоления отставания в пра­вописании.

    В методической литературе можно встретить и такие названия диктантов, как предметный диктант (требуется написать на­звания всех предметов определенной тематической группы, на­пример названия деревьев),

    Грамматико-орфографическое комментирование

    Его первоначальное название комментированное письмо, позже - комментируемое письмо.

    Коррекция дизорфографии у школьников с ОНР (IV уровень) включает следующие направления логопедической работы:

    Анализ и синтез предложений;

    Слоговой анализ и синтез;

    Фонематический анализ и синтез.

    Одной из важнейших задач в преодолении данной речевой патологии является выработка навыков количественного, пози­ционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложении.

    3.1. Анализ и синтез предложений

    А. Анализ структуры предложения с опорой на схему. Мате­риал - схемы (соответствующие и не соответствующие грамма-170

    тическим структурам предложений), предложения: Девочка по­ливает цветы. Дети играют на спортивной площадке. (Второй класс). Скоро наступит веселый праздник. Все небо заволокло низкими грозовыми тучами. (Третий класс). Учащемуся предла­гается прослушать предложение и показать нужную схему.

    Б. Определение колигества и последовательности слов в предложении. Речевой материал - предложения: Ребята ловят рыбу. Летом я отдыхал в деревне. (Второй класс). Выходной день прошел весело. Могучие сосны и ели зимой остаются зе­леными. (Третий класс). Ребенку предлагается прослушать предложение, назвать количество слов и определить их после­довательность.

    В. Составление предложений из слов, данных вразбивку. Ре­чевой материал - слова: по, лев, клетке, ходит; с, ручьи, бегут, быстрые, гор. Ученик прослушивает ряд слов, составляет и на­зывает, а затем записывает предложение. Потом с помощью воп­росов логопеда ребенок анализирует содержание предложения.

    3.2. Развитие слогового анализа и синтеза

    Логопедическая работа по развитию у учеников с дизорфог-рафией слогового анализа слова строится с учетом характера затруднений при их произнесении. Дети с данной патологией успешнее выделяют слоги, в которых звуки наиболее слиты в произношении (прямые открытые, типа СГ: са, ры). В закры­тых слогах (СГС), со стечением согласных (ССГ, СГСС) звуки в меньшей степени слиты в произношении, что является одной из причин ошибочного деления слов на слоги.

    Построение коррекционного обучения основывается на те­ории поэтапности формирования умственных действий. Пред­варительная работа направлена на восполнение пробелов в зна­ниях и уточнение имеющихся сведений о гласных и согласных звуках, основных признаках их деления, правил деления слов на слоги и переноса. На начальном этапе широко используют­ся наглядные средства обучения, материализация действий при выполнении слогового анализа. Предлагается отстучать (отхло­пать) ритмический рисунок слов. Используется и такой прием,

    когда учащийся во время несколько утрированного и сканди­рованного произнесения слова прижимает тыльную сторону ладони левой руки к области подбородка, определяя тем самым количество слогов в слове. На последующих этапах работы со­здаются условия и предпосылки для прекращения применения громкой речи и переноса умственных действий учащихся во внутренний план (про себя), на базе слухо-произносительных представлений,

    С этой целью используются следующие упражнения.

    A. Развитие умения определять колигество слогов в словах при повторении их школьником с опорой на двигательный ком­понент. Речевой материал - слова: шумят, лак, ручка, зверек, плодовый, представление (второй класс); счастье, сон, кулак, серебристый, напишите, охотник (третий класс). Ученик про­слушивает слово, повторяет его нараспев. Затем он прижимает кисть левой руки к подбородку, определяет и называет количе­ство слогов в слове.

    Б. Развитие умения делить слова на слоги при их повторе­нии. Материал - слова: петь, гвозди, бег, филармония, сумка, картофель (второй класс); ловкость, стол, реденький, ученичес­кий; компьютер (третий класс); полоски бумаги, обозначающие слоги. Логопед предлагает повторить слово нараспев и одно­временно положить соответствующее количество полосок.

    B. Определение колигества слогов в названиях картинок с помощью цифр. Материал - картинки с изображением мяча, куклы, поезда, березы, экскаватора; комплект цифр. Учащийся рассматривает изображения и кладет под каждым цифру, соот­ветствующую количеству слогов в их названиях.

    3.3. Развитие фонематического анализа и синтеза

    В специальной литературе под понятием «фонематический анализ» понимаются элементарные и сложные формы анализа звуковой структуры слова. Элементарная форма анализа (вы­деление звука на фоне слова) появляется у детей спонтанно уже в дошкольном возрасте. К сложным формам относят вычлене­ние первого и последнего звуков слова, позиционный и коли-172

    чественный анализ структуры слова. Указанные виды операций формируются в процессе систематического обучения. Логопе­дическая работа по данному направлению строится с учетом сложности форм фонематического анализа, синтеза, последо­вательности их формирования в онтогенезе. Работа проводит­ся поэтапно: от осознания мотива задания, формирования ин­тереса к его выполнению, осознания его содержания, освоения действий, переноса действия в умственный план к окончатель­ному становлению умственного действия (по П. Я. Гальперину, Д. Б. Эльконину):

    Первый этап - выработка умения анализировать звуковой состав слов с опорой на вспомогательные средства (кружочки, фишки, схемы, графические изображения).

    Второй этап - формирование действия звукового анализа в речевом плане (с исключением опоры на материализацию производимых действий и операций).

    Третий этап - овладение операциями фонематического анализа в умственном плане.

    В ходе коррекционной работы по традиционной методике проводятся следующие упражнения.

    A. Развитие умения выделять звуки на фоне слова. Матери­ал - слова: кошка, пробка, дом, унес; квартира, привет, Ира, прыжок, сырой, саквояж, крыша, машины. Используются так­же буквы разрезной азбуки. Ребенку читают ряд слов и предла­гают поднять определенную букву.

    Б. Развитие умения определять первый и последний звук в слове. Материал - слова: Алла, играть, пол, мачта, черновик, квартира, землекоп, щекотать, елка. После произнесения лого­педом слова ученику предлагается назвать его первый и после­дний звуки.

    B. Развитие умения определять колигество звуков в словах (с использованием наглядного пособия). Материал - слова: ум, сова, сок, пробежался, крот, дырка, подземный (второй класс); еж, арка, пузырь, прошлогодний, крошится (третий класс); кру­жочки, обозначающие звуки. Логопед произносит слово и про­сит ученика выложить на столе столько кружочков, сколько звуков в слове.

    Г. Развитие умения определять колигество звуков в словах с опорой на цифры. Материал - слова: арбуз, мед, зеленеть, кув­шинка, метро (второй класс); Африка, аэроплан, приключения, фокусник, присоединиться (третий класс); цифры. Ребенку предлагается прослушать слово и показать цифру, соответству­ющую количеству звуков в нем.

    Д. Развитие умения определять колигество звуков в словах в умственном плане. Материал - слова: соль, эхо, нежный, мо­роженое (второй класс); игра, пила, прическа, оркестр, экскур­сия (третий класс). Ученик слушает слово и говорит, из сколь­ких звуков оно состоит.

    Е. Развитие умения определять место звуков по отношению к другим звукам (с опорой на наглядные пособия). Материал - слова: атлас, квадрат, паук, чихает, восхитительный (второй класс); оркестр, витраж, придти, голубизна, прикрывает (тре­тий класс); звуковая «линейка». Во время произнесения лого­педом слова ученик ведет указкой по соответствующим квад­ратикам наглядного пособия. Логопед предлагает определить, на каком месте в слове стоит данный звук (после названного или перед ним), назвать последующий (предыдущий) звук.

    Ж. Развитие умения определять место звуков по отноше­нию к другим звукам в умственном плане. Материал - слова: уха, мыло, кот, прыгать, молоко, характер (второй класс); ухо, меч­тать, предупреждение, скороговорка (третий класс). Школьник слушает слово и говорит, какой звук стоит после заданного зву­ка или перед ним; определяет, каким по счету он стоит в слове, произносит последующий (предыдущий) звук.

    3. Развитие умения подбирать слова, состоящие из опре­деленного колигества звуков с опорой на схему. Материал - слова: утро, портфель, прием, лампочка, коврижка (второй класс); орган, колонка, циркуль, преодолевать, присоединять (третий класс); схемы слов с обозначением количества зву­ков. Логопед читает слово и просит ребенка показать соот­ветствующую схему.

    И. Развитие умения предъявлять слова, состоящие из опре­деленного колигества звуков. Ученику предлагается подобрать 7-9 слов с тремя-восемью звуками. 174

    К. Развитие умения отбирать картинки, в названии кото­рых есть определенные звуки (по их налигию в словах). Мате­риал - предметные картинки с изображением розы, коровы, ножниц, лампочки, ласточки, школы, кисточки. Логопед вык­ладывает перед ребенком картинки и просит его показать со­ответствующую во время произнесения звуков [б], [з], [л], , [ш], [ч], [и], [э]. Во время выполнения упражнения ребе­нок аргументирует свой ответ (называет слово, определяет в нем место данного звука, а также объясняет, во всех ли словах имеется данный звук).

    Л. Развитие умения отбирать картинки, в названии кото­рых есть определенные звуки (с использованием графигеских изо­бражений слов). Материал - предметные картинки, на которых изображены гусь, овца, корзинка, дерево, яйцо, телевизор, па­рашют; схемы слов. Учащемуся предлагается внимательно рас­смотреть картинки и показать, какой схеме соответствует на­звание изображения.

    М. Развитие умения анализировать слова, соответствую­щие названиям картинок. Материал - картинки с изображе­нием окна, рогов, пчелы, стога, крапивы, кроссовок. Логопед показывает ребенку картинку и просит указать место опреде­ленных звуков в слове, а также звуки, соседние с ними. Затем по заданию логопеда ученик устно проводит полный звуко-буквенный анализ слова (для учеников вторых классов пред­лагается памятка).

    Людмила Панченко
    Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи

    Формирование навыков языкового анализа и синтеза

    у старших дошкольников с речевыми нарушениями .

    Панченко Л. А., учитель-логопед

    МБ ДОУ «Детский сад №158» г. Новокузнецк, Кемеровская область

    Языковой анализ и синтез предполагает : фонематический анализ и синтез ; слоговой анализ и синтез ; анализ и синтез структуры предложения.

    Несформированные навыки различных форм языкового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями неизбежно приводят к специфическим ошибкам на письме и при чтении, и, как следствие, к школьной неуспеваемости. Наиболее распространенной формой дислексии является фонематическая, среди дисграфических ошибок часто встречаются искажения звукослоговой структуры слова и нарушения структуры предложения.

    В настоящее время имеются как научные исследования фонематического развития Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, П. Я. Гальперина, так и практический материал по отдельным аспектам формирования фонематических процессов Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Т. А. Ткаченко, А. К. Марковой.

    По нейропсихолингвистическим данным дошкольники с нормальным речевым развитием проявляют врожденную, генетически заложенную готовность к звуковому анализу . При обследовании дошкольников с фонематическими нарушениями (ОНР, ФФН) выявляется неготовность детей данной категории к усвоению звукового анализа .

    Основой для развития функции фонематического анализа является достаточно развитый фонематический слух, по Д. Б. Эльконину - естественный звуковой анализ , к которому относятся элементарные операции : распознавание и дифференциация речевых звуков, представленных фонемами родного языка . В свою очередь фонематический анализ совершенствует умение различать звуки : чем точнее представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет его характер, правильно различает звуки речи .

    Ориентировка в звуковой стороне слова, выполнение операций фонематического анализа также закрепляют навыки правильного звукопроизношения.

    Упражнения по звуковому анализу , синтезу , фонематическим представлениям помогают полнее воспринимать и различать окончание слов, суффиксы, приставки, предлоги. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка , звуковая форма слова , зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии,» - подчеркивал Д. Б. Эльконин.

    Профессор Р. Е. Левина назвала звуковой анализ «узловым образованием, ключевым моментом» в коррекции речевого недоразвития. Таким образом, работа по развитию функции фонематического анализа имеет важное значение для преодоления речевых нарушений (ОНР и ФФН) .

    Исходя из актуальности проблемы, учитывая особую необходимость подготовки дошкольников с нарушением речи к обучению в школе , мы создали систему работы по формированию навыков языкового анализа , синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН) . Предлагаемая система работы создана на основе обобщения и систематизации имеющихся научных исследований и практического опыта работы.

    Цель коррекционной работы :

    формирование навыков языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями – ОНР , ФФН, как базы для овладения грамотой и предупреждение дислексии, дисграфии.

    Задачи коррекционной работы :

    1) формирование четких и устойчивых представлений о фонематических признаках звуков речи : гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих;

    2) формирование навыков звукового анализа , синтеза , фонематических представлений;

    3) формирование навыков слогового анализа и синтеза ;

    4) формирование навыков анализа и синтеза структуры предложения.

    Для поэтапного обучения дошкольников фонематическому анализу в качестве методологической основы взята методика Д. Б. Эльконина.

    I этап : знакомство с фонетической системой языка .

    II этап : знакомство с гласными фонемами.

    III этап : знакомство с согласными фонемами, с их противопоставлениями по твердости - мягкости, звонкости – глухости.

    IV этап : трансформация звуковой оболочки слова путём добавления или изменения гласного или согласного звука.

    В процессе обучения операциям звукового анализа учитывается различная сложность форм фонематического анализа и последовательность овладения ими в онтогенезе. Используется последовательность форм звукового анализа , предложенная Р. И. Лалаевой.

    1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

    2. Вычленение первого и последнего звука в слове :

    а) первого ударного гласного; б) первого согласного;

    в) последнего согласного; г) последнего гласного.

    3. Определение позиции звука в слове : начало, середина, конец слова.

    4. Определение количества и линейной последовательности звука в слове.

    5. Определение места звука по отношении к другим звукам слова.

    В процессе формирования навыков фонематического анализа учитывается усложнение не только форм анализа , но и речевого материала.

    Для знакомства старших дошкольников со звуками , с целью формирования четких и устойчивых представлений об их фонетических и фонематических признаках, используется последовательность, основанная на формировании звукопроизношения в онтогенезе. Последовательность предъявления речевого материала для формирования операций фонематического анализа соответствует методическим рекомендациям Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста ».

    1. Односложные слова без стечения согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого) : ус, на, дом.

    2. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов : мама, лапа.

    3. Односложные слова со стечением согласных в начале слова : стол.

    4. Односложные слова со стечением согласных в конце слова; волк.

    5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов : кошка.

    6. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова : стакан.

    7. Трехсложные слова : панама, капуста.

    Опережающий навык звукового анализа по отношению к овладению элементами грамоты сохраняется на протяжении всего период коррекционного обучения.

    Отдельный этап - работа по формированию навыков слогового анализа и синтеза . Значимость слогового анализа обусловлена , прежде всего, тем, что он способствует овладению звуковым анализом и усвоению чтения по слогам. В основу определения последовательности звукослогового материала для формирования навыков слогового анализа и синтеза положена классификация А. К. Марковой, которая выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

    1. Двусложные слова из открытых слогов (ива, мама) .

    2. Трехсложные слова из открытых слогов (малина) .

    3. Односложные слова (мак) .

    4. Двусложные слова с закрытым слогом (диван) .

    5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка) .

    6. Двусложные слова из закрытых слогов (зонтик) .

    7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон) .

    8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната) .

    9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (половник) .

    10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка) .

    11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф) .

    12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт) .

    13. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка) .

    14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха) .

    Завершает систему работы по формированию навыков языкового анализа этап формирования анализа и синтеза структуры предложения. При работе в данном направлении формируются следующие умения :

    1. Определять границы предложения.

    2. Определять количество, последовательность и место слов в предложении.

    3. Строить схему предложения.

    4. Синтезировать предложения по предложенной схеме.

    Данная система работы апробирована и используется нами в течение семи лет. Анализ результатов мониторинга фонематического развития дошкольников доказывает эффективность нашей работы в данном направлении. Предложенная система работы по формированию навыков языкового анализа и синтеза является специальной подготовкой к обучению грамоте детей с нарушениями речи и имеет исключительное значение для предупреждения возникновения дисграфии и дислексии.

    Список литературы

    1. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи . Язык и человек . - М.: Изд-во МГУ. 1970. – С. 55-62.

    2. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка . - СПб.: Акцидент. 1995. – С. 60 - 64.

    3. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи . Современные тенденции специальной педагогики и психологии : Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ. 2003 – С. 70-83.

    4. Журова, Л. Е., Эльконин, Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста . М.: Просвещение. 1963. - С. 213-227.

    5. Филичёва, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М. 1999.

    Практика показывает, что ошибки, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза, являются наиболее распространёнными и с трудом поддаются коррекции. Поэтому планомерная и последовательная работа с детьми по их преодолению приобретает особую значимость в коррекции дисграфии.

    Работа по формированию языкового анализа и синтеза включает 3 этапа: формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие слогового анализа и синтеза; развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Условно можно выделить 3 уровня коррекции: синтаксический, лексический и фонетический.

    Задачи упражнений по формированию и развитию умений анализа и синтеза структуры предложения:

    1. Формировать умение определять интонационную законченность предложения. Данное умение помогает сформировать у детей понятие о предложении как о единой синтаксической единице. Его отработка на занятиях может проходить в игровой форме, в виде устной работы, с использованием письменных упражнений: расставить точки правильно, поставить нужный знак препинания в конце предложения и т.д.

    2. Развивать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. Решение этой задачи требует опоры на наглядный материал (предметные и сюжетные картинки, схемы, карточки): придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём; придумать предложение с определённым количеством слов; распространить предложение, увеличив количество слов; составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Например, дети придумывают предложения со словом “дуб”: “Дуб растёт около школы. На дубе появились листочки. На высоком дубе птицы свили гнёзда. Дети играют под дубом”. Потом учащиеся называют предложение, в котором слово “дуб” стоит первым, затем предложение, в котором это слово стоит вторым, и т.д. Предлагаю детям и другие задания: придумать предложение с определённым словом; составить графическую схему предложения (предложение обозначается одной длинной полоской, слова - короткими полосками); по графической схеме придумать предложение; определить место слова в предложении (какое по счёту); поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении (карточки можно заменить веером с цифрами).

    3. Обучать детей составлять предложения из слов, данных с нарушением последовательности (без изменения и с изменением грамматических форм слов). Для решения этой задачи необходимы подготовительные упражнения, направленные на формирование новых умений. Степень участия детей в них сводится к минимуму, так как основным является усвоение алгоритма их выполнения.

    Коррекционную работу провожу сначала на материале слов, данных в нужной грамматической форме. Учащимся, которые испытывают особые трудности в определении порядка слов в предложении, предлагаю выполнить работу по карточкам, где в ряду слов одно записано с большой буквы. На последующих этапах усложняю задание.

    Для развития слухового внимания и умения правильного грамматического оформления предложений в устной речи предлагаю исправить несуразности в предложениях (“Правда или шутка?”, “Исправь ошибки”). Такие задания вызывают интерес, вносят в занятия элемент соревнования. Все учащиеся стремятся проявить смекалку и сообразительность. Моменты эмоциональной разрядки должны присутствовать в каждом коррекционном занятии. Замечательно, если они станут неотъемлемой его частью.

    Во время работы с предлогами сначала уточняю пространственные значения предлогов с опорой на схемы, а потом другие их значения. Для закрепления умения правильно выбирать предлог использую дидактические игры, например, “Слово подбирай, предлог называй” (игра с мячом). Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, схемы предлогов, мяч. На доске - предметные картинки: ребёнок, дудочка, мяч, шашки, кубики, щенок. Произношу слово “играет” и бросаю мяч одному из детей. Учащийся называет словосочетание с добавлением нужного предлога: “Играет на дудочке”. Затем мяч передаётся следующему игроку. Побеждают дети, которые не допустили ошибок в ответах.

    Другой вариант игры. На доске - предметные картинки: белка, диван, цветок, корзинка, самолёт, машина. Под картинками - схемы предлогов. Произношу слово “летит” и бросаю мяч одному из детей. Учащийся составляет предложение “самолёт летит над городом” и возвращает мяч педагогу. Ведущий называет новое слово “растёт” и кидает мяч следующему игроку. Побеждают дети, которые не допустили ошибок в ответах.

    Дидактическая игра “Меткие стрелки”. Оборудование: карточки с предлогами, мишени (квадраты из картона), круглые магнитики, синие и красные фишки. У учащихся по две карточки (количество карточек можно варьировать в зависимости от количества игроков) с записанными на них предлогами (в, на; под, за; с, из и т.д.). На доске - предложения с мишенями вместо предлогов. Игроки шёпотом читают предложения. Затем учащийся (учащиеся), который считает, что карточка с нужным предлогом находится у него, выходит к доске. На место мишени крепится карточка с предлогом. Учащийся читает предложение. Если мишень поражена, он получает синюю фишку, если ошибся - красную. Выигрывают учащиеся, у которых наименьшее количество красных фишек.

    Параллельно включаю задания на отработку умения раздельного написания предлогов со словами. Для лучшего запоминания правила зачитываю четверостишье Н.Бетеньковой:

    Из леса, к лугу, на полянку,

    У кустика, с тропинки, в ямку,

    От речки, около дороги -

    Пиши отдельно все предлоги!

    Затем провожу работу по дифференциации предлогов и приставок. На этом этапе коррекции значимыми являются тренировочные упражнения, которые способствуют преодолению ошибок языкового анализа и синтеза и позволяют детям автоматизировать процесс их различения.

    Задачи упражнений по формированию слогового анализа и синтеза на лексическом уровне:

    1. Формировать умение определять количество, последовательность и место слогов в слове. Работа в этом направлении начинается с актуализации на занятиях имеющихся знаний о слове и слоге. Проводится дифференциация понятий “слово” и “слог”. Затем дети выполняют задания, направленные на закрепление умения разграничивать данные понятия. Задания, как правило, носят игровой характер: “Хлопни в ладоши, если услышишь слог”, “Помаши руками над головой, если это будет слово”, “Если я назову слово, то улыбнись, если слог - нахмурься”.

    При определении количества слогов с опорой на внешние вспомогательные средства использую следующие приёмы: отхлопать или отстучать слово по слогам; сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево или слева направо.

    Для развития умения определять последовательность слогов в слове предлагаю дидактическую игру “Назови словечко”, которая способствует закреплению словарных слов. Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, фишки. Игру можно проводить в два этапа.

    Первый этап. На доске - картинки: яблоко, котёнок, банан, книга, огурец, собака, ворона, картофель, автобус. Называю гласные буквы, которые есть в названии одной из картинок. Учащиеся должны назвать задуманное слово и проговорить его орфографически по слогам. Затем дети записывают слово в тетрадь и подчёркивают гласные буквы. Правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывают те, у кого больше фишек.

    Второй этап (работа на уровне словосочетания). Дети подбирают к записанным именам существительным подходящие имена прилагательные с таким же количеством слогов: яблоко вкусное, яблоко сочное; банан спелый, банан жёлтый и т.д. Выигрывают те, у кого больше фишек.

    2. Обучать слоговому анализу и синтезу слов. Работа по выделению гласного звука и слога из слова предполагает использование следующих заданий: назвать гласный звук слова; поднять букву, соответствующую гласному звуку; записать только буквы гласных звуков; придумать слог с соответствующей гласной; определить место гласного звука в слове, показать соответствующую цифру; придумать слог, в котором гласный на первом, втором и третьем месте.

    На этом этапе работы составляются схемы слова: с использованием только гласных звуков, распределением картинок в зависимости от количества слогов в их названии, определением пропущенного слога в названии картинки, выделением из предложения слова, состоящего из определённого количества слогов. Предлагаю упражнения, несущие дополнительную нагрузку, например, “Подружи слова”. В нём необходимо разделить слова каждого ряда на две равные группы и объяснить принцип группировки, а затем выписать слова, состоящие из трёх слогов.

    Корова, телёнок, ягнёнок, овца.

    Сентябрь, июнь, лето, осень.

    Сентябрь, январь, ноябрь, декабрь.

    Дуб, сосна, ель, берёза.

    Следует отметить, что выполнение таких заданий всегда проходит оживлённо и вносит разнообразие в коррекционную работу.

    Задачей заданий по формированию действия слогового анализа и синтеза является развитие фонематических процессов, внимания и памяти. Решению этой задачи способствует полифункциональный характер некоторых упражнений.

    Фонетическая работа включает развитие звукового анализа и синтеза слов простых и сложных форм, формирование дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики.

    Задачи упражнений по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза:

    1. Формировать умение определять количество, последовательность и место звуков в слове.

    2. Обучать умению производить звуко-буквенный анализ и синтез слов (простые и сложные формы). Работу по формированию умений звуко-буквенного анализа и синтеза начинаю с закрепления навыков элементарной формы звукового анализа. Если учащиеся с дисграфией владеют им достаточно хорошо, то переходят к формированию сложных форм языкового анализа и синтеза. Коррекционную работу по развитию сложных форм языкового анализа и синтеза осуществляю с учётом последовательности этапов формирования умственных действий.

    На подгрупповых коррекционных занятиях с учащимися 3-4 классов по развитию и закреплению умений фонематического анализа и синтеза при дифференциации парных звонких и глухих согласных использую не отдельные карточки с известными символами согласных звуков, а звуковые полоски. Они позволяют заменить традиционное поднимание карточек с изображёнными на них символами на простое прикосновение к выбранному символу карандашом или ручкой. Например, при различении парных согласных б - п в словах, которые являются ответами к загадкам, перед записью слова в тетрадь учащиеся показывают на звуковой дорожке, какой звук они услышали в слове “белка”. Потом уточняю, какая гласная указывает на его мягкость, а затем записываю слово. Это позволяет избежать ошибок, связанных с заменой согласных и обозначением их мягкости на письме гласными буквами. Такие полоски удобны в использовании при проведении дидактической игры “Необычный светофор”, где они выступают в роли светофора. Оборудование: звуковые дорожки с изображениями символов согласных звуков, предметные картинки (их подбор проводится с учётом пары дифференцируемых звонких и глухих согласных), красная карточка для ведущего. Прошу учащихся помочь словам перейти дорогу с помощью необычного светофора, а затем показываю картинки. Игроки определяют, какой из дифференцируемых согласных будет в этом слове, и дотрагиваются указкой до нужного сигнала светофора. Если ребёнок допускает ошибку, то ведущий показывает ему красную карточку. После исправления ошибки игра продолжается. Дети с удовольствием играют, отрабатывая умения дифференциации парных звонких и глухих согласных.

    На заключительном этапе использую дидактическую игру “Умники и умницы” (играют 2-3 пары детей). Оборудование: карточки с написанными буквами и цифрами. Игра проводится в парах. Предлагаю расшифровать слова и записать их, объединить слова в пары по какому-либо признаку: по количеству гласных в словах; по одинаковому количеству слогов, звуков, букв, гласных; по наличию определённой орфограммы; по смыслу. Одно слово может объединяться с несколькими словами (в зависимости от выбора основания для объединения). Например: радуга - краски (по смыслу); туча - дача (по общей орфограмме); помидор - радуга (по количеству слогов); краски - крошки (по количеству букв) и т.д. Выигрывает команда, которой удалось составить наибольшее количество пар из расшифрованных слов за определённое время и объяснить основания для их объединения.

    3. Развивать сукцессивные функции. Систематически провожу упражнения, направленные на развитие сукцессивных функций, развивающих способность к концентрации, распределению и переключению внимания. Работа в этом направлении ведётся не изолированно, а параллельно с развитием различных форм языкового анализа и синтеза.

    Использование эффективных упражнений полифункционального характера способствует преодолению специфических ошибок письма у учащихся и позволяет обеспечить определённые условия для повышения качества коррекционного процесса.

    Татьяна ПАСТАРНАКЕВИЧ,
    учитель-дефектолог гимназии Ляховичей.