Войти
Мир медицины
  • Внимание: Новый продукт «1С:275ФЗ» для автоматизации учета участников государственного оборонного заказа
  • Правила ведения бухучета в снт
  • Гурьевская каша — пошаговый современный и старинный рецепты Как готовится гурьевская каша
  • Маринованные кабачки: самые лучшие рецепты Маринованные кабачки на зиму кусками рецепт
  • Противозачаточное кольцо новаринг Беременность во время новаринг
  • Проведения анализа крови на пролактин: норма и отклонения
  • Кто написал весенние воды композитор. Вопрос: Сообщение о романсе С.Рахманинова «Весенние воды

    Кто написал весенние воды композитор. Вопрос: Сообщение о романсе С.Рахманинова «Весенние воды
    Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы

    "Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская музыка... У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха.»

    «Что такое музыка?!

    Это тихая лунная ночь;

    Это шелест живых листьев;

    Это отдаленный вечерний звон;

    Это то, что родится от сердца

    и идет к сердцу;

    Это любовь!

    Сестра музыки это поэзия,

    а мать ее — грусть!»

    Рахманинов у рояля, начало 1900-х годов.

    С 1892 года по 1911 год Сергей Васильевич Рахманинов написал 83 романса , то есть все они созданы в российский период его жизни . По популярности они соперничают с его фортепианными произведениями. Большинство романсов написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов первой половины 19 века - Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе.

    Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы.»



    1. "Я не пророк" - слова Александра Круглова. 2. "Пора" - Надсона. 3. "Христос воскрес" - Мережковского. 4. "Как мне больно" Глафиры Галиной. 5. Вокализ. 6. "Полюбила я на печаль свою" - Плещеева (из Шевченко). 7. "О нет, молю, не уходи!" - Мережковского. 8. "Островок" - Бальмонта 9. Отрывок из Мюссе - перевод Апухтина. 10. "Здесь хорошо" - Галиной. 11. "Я жду тебя" - Давидовой. 12. "Ночь печальна" - Бунина. 13. "Не веро мне, друг!" - Алексея Толстого. 14. "Не пой, красавица, при мне" - Пушкина 15. "Молитва" - Плещеева (из Гёте). 16. Давно ль, мой друг - Голенищева-Кутузова. 17. "Весенние воды" - Тютчева.



    В романсах Рахманинова отражено все то, что соединялось в его представлении о Родине - душа русского человека, его влюбленность в свой край, его думы, его песни. Образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды» на слова Тютчева. Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостных чувств.



    «Сирень» на слова Бекетовой - одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.



    Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ», написанный в 1915 (посвящен великой певице Неждановой). Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый характер ее развития, гармонический язык.



    У моего окна черемуха цветет,
    Цветет задумчиво под ризой серебристой…
    И веткой свежей и душистой склонилось и зовет…
    Ее трепещущих воздушных лепестков
    Я радостно ловлю веселое дыханье,
    Их сладкий аромат туманит мне сознанье,
    И песни о любви они поют без слов…

    Галина Галина



    Маргаритки

    О, посмотри! как много маргариток —
    И там, и тут...
    Они цветут; их много; их избыток;
    Они цветут.
    Их лепестки трехгранные — как крылья,
    Как белый шелк...
    Вы — лета мощь! Вы — радость изобилья!
    Вы — светлый полк!
    Готовь, земля, цветам из рос напиток,
    Дай сок стеблю...
    О, девушки! о, звезды маргариток!
    Я вас люблю...

    Игорь Северянин

    Романсы лирико-пейзажного характера образуют одну из важнейших областей вокальной лирики Рахманинова. Пейзажный элемент или сливается с основным психологическим содержанием или контрастирует ему. Некоторые из этих произведений выдержаны в праздничных, акварельных тонах, проникнуты спокойным, созерцательным характером, отличаются тонкостью и поэтичностью.



    «Сирень» – романс, позволяющий составить точное представление о рахманиновской лирике. Музыка данного произведения естественна и проста, отличается сочетанием лирического чувства и образов природы. Вся музыкальная ткань романса певуча и мелодична. Спокойные, распевные вокальные фразы непринужденно следуют одна за другой.

    Романс «Не пой, красавица, при мне», в котором сочетаются песенные и драматические элементы, является истинным шедевром вокальной лирики Рахманинова 90-х годов. Основная тема произведения, задумчивая и печальная, сначала появляется в фортепианном вступлении в качестве завершенной песенной мелодии. Однообразно повторяющиеся ля в басу, хроматически нисходящее движение средних голосов вместе с красочными сменами гармоний придают музыкальному образу вступления восточный колорит. Кульминация романса наступает в третьей строфе, при этом интересно, что в данном произведении есть и вторая кульминация в репризе.

    «Весенние воды» (на слова Ф. И. Тютчева) – романс, относящийся к лирико-пейзажным произведениям Рахманинова и представляющий картину русской весны. В вокальной партии преобладают мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, восходящие фразы, заканчивающиеся энергичным скачком. Партия фортепиано очень содержательна и играет важную роль в создании общего жизнеутверждающего настроя произведения.

    Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» С. В. Рахманинова

    Роман «Ночь печальна» (на слова И. А. Бунина) – новый тип русской элегии. Отсутствие традиционной для жанра элегии строфической формы, введение в среднем разделе романса нового тематического материала и речитативное изложение вносит в него некоторые признаки вокального монолога. Весьма интересна и музыкальная форма данного произведения, которая может быть определена как трехчастная, хотя каждая из частей не превышает предложения. Романс основан на развитии двух мелодий, причем одна из них складывается в вокальной партии, а другая – в фортепианной.

    Заканчивая рассказ о Рахманинове, выдающемся дирижере, пианисте и композиторе XX столетия, необходимо отметить, что его творческое наследие является неотъемлемой частью русской художественной культуры; лучшие фортепианные, вокальные и симфонические произведения входят в золотой фонд классической русской музыки.

    Мечислав Карлович

    Польский композитор, дирижер, скрипач Мечислав Карлович родился в 1876 году в семье музыкантов. Его отец являлся выпускником Брюссельской консерватории по классу виолончели, а мать была певицей и пианисткой. Обучаться музыке Мечислав начал уже в возрасте пяти лет. С 1889 по 1895 год он занимался у скрипача С. Барцевича и у З. Носковского (гармония), позднее, будучи в Берлине, брал уроки у скрипача и композитора Г. Урбана.

    Карлович первым из своих коллег-соотечественников направил все усилия на создание симфонической музыки. Национальных традиций в этой сфере практически не существовало, так как польские композиторы XIX века увлекались в основном фортепианным (Ф. Шопен), скрипичным (Г. Венявский) и оперным (С. Монюшко) жанрами, а отдельные оркестровые произведения были лишь ступенями к появлению польской симфонической школы («Сказка» Монюшко).

    В 1901 году Карлович вернулся из Германии на родину. В начале 1900-х годов он написал свои самые значительные произведения, среди которых скрипичный концерт, «Вековые песни», «Литовская рапсодия». Помимо творческой, композитор занимался активной исполнительской и общественной деятельностью.

    Хотя произведениям Карловича свойственны некоторые драматические настроения, его музыка поражает слушателей своим тонким лиризмом. Большое влияние на композитора оказала поэзия символизма. Черты символистской эстетики особенно ощутимы в комментариях, сопровождающих партитуры целого ряда программных сочинений музыканта. Но модернистские средства выразительности не привлекали Карловича, и потому новейшие веяния, характерные для искусства рубежа XIX – XX столетий, нашли отражение лишь в подборе сюжетов и тем его произведений. Удивительно проникновенная и ясная, певучая и выразительная музыка связана с народными традициями песенного творчества Польши.

    Таковы многие известные сочинения Карловича. Среди них его концерт для скрипки с оркестром (1902), романтически приподнятый и восторженный. Впечатление силы и свежей красоты молодости создают все три его части (Allegro moderato, романс и финал). Этот концерт стал одним из самых оптимистичных и жизнеутверждающих произведений композитора.

    Наиболее привлекательные стороны скрипичного концерта – мелодическое богатство и напевность, свойственная чисто славянской музыке. Умение сочетать выразительность и виртуозность сближает произведение Карловича с работами П. Чайковского. В то же время творчеcтво музыканта свидетельствует о том, что он является достойным продолжателем виртуозной традиции скрипичного искусства Польши, восхищавшей еще современников Г. Венявского. Среди достоинств концерта, написанного Карловичем, имеются и такие качества, как непрерывность развития, ясность формы, поразительная сочетаемость сольной и оркестровой партий. Кроме того, произведение показывает прекрасное знание Карловичем всех технических и выразительных возможностей такого инструмента, как скрипка, хотя в этом нет ничего удивительного: музыкант был замечательным скрипачом, успешно завершившим курс в консерватории и великолепно исполнившим на выпускном экзамене концерт П. Чайковского.

    Блестящее дарование Карловича раскрывается и в жанре симфонической поэмы. «Возвращающиеся волны» (1904), написанные в духе символизма, повествуют о переживаниях человека, дни которого сочтены, но воспоминания о прежнем счастье продолжают волновать его. Печальным настроением проникнут и симфонический триптих «Вековые песни», созданный композитором в 1904 – 1906 годах. Он состоит из трех частей: «Песнь векового томления», «Песнь любви и смерти», «Песнь всебытия». А в 1907 году появилась еще одна симфоническая поэма – «Станислав и Анна». Это произведение поражает своей эмоциональностью и выразительностью оркестрового звучания.

    Следует отметить и такую работу Карловича, как «Литовская рапсодия» (1906), где композитор обратился к литовскому и белорусскому фольклору. Тщательность разработки, тонкость передачи особенностей народных мелодий, глубокое раскрытие поэтических образов – все это делает музыку рапсодии поистине чарующей.

    Хотя Карлович прожил недолгую жизнь (в 1909 году тридцатидвухлетний композитор погиб, погребенный снежной лавиной в Татрах), значение его творчества, связанного с традициями польской музыки, очень велико.

    Бела Барток

    Бела Барток, крупнейший венгерский композитор, один из классиков XX века, родился в 1881 году в Надьсентмиклоше (в настоящее время Сынниколаул-Маре) в Румынии. Его отец был директором сельскохозяйственной школы, а мать – учительницей. Она же, заметив у сына музыкальные способности, дала ему первые уроки игры на рояле. Затем мальчик занимался у известных в то время музыкантов Ф. Керша и Л. Эркеля, а в 1899 году поступил в Академию имени Листа в Будапеште, где совершенствовал свое мастерство игры на фортепиано и изучал теорию композиции.

    Бела Барток

    После окончания академии в 1903 году Барток обратился к венгерскому народному творчеству и регулярно выезжал в экспедиции в отдаленные венгерские, румынские и словацкие глубинки, где записывал старинные народные напевы. Впоследствии он не раз использовал фольклор в своих произведениях.

    В 1904 году было исполнено первое крупное сочинение Бартока – симфоническая поэма «Кошут». Помимо нее, он к этому времени написал несколько фортепианных пьес, струнных квартетов и оркестровых сюит. В 1911 году композитор приступает к работе над оперой «Замок герцога Синяя Борода», которую ему удается завершить лишь в 1918 году, когда уже был создан балет «Деревянный принц». Спустя некоторое время появляется и следующий балет-пантомима – «Чудесный мандарин».

    Барток не ограничивается лишь композиторской деятельностью и выступает как пианист. Он гастролирует во многих крупных городах Европы и США, в том числе в Москве и Ленинграде.

    В 1907 году Барток становится профессором по классу фортепиано в Академии музыки имени Листа. В 1934 году он перестает преподавать и полностью сосредотачивается на исследовательской работе в области фольклористики и этнографии. В начале Второй мировой войны композитор перебирается в США. Однако жизнь на чужбине складывается весьма непросто: Барток очень одинок, здесь у него нет ни друзей, ни поклонников. В 1945 году он умирает в Нью-Йоркской казенной больнице для бедных.

    Творческое наследие композитора, помимо указанных произведений, представляют также две кантаты, симфония, музыка для струнных, ударных и челесты, концерт для оркестра, три фортепианных, два скрипичных и альтовый концерты, множество камерно-инструментальных и фортепианных сочинений, хоры, циклы песен для голоса и фортепиано. Бар-току принадлежат и несколько научных работ по фольклору.

    Карл Орф

    Немецкий композитор, дирижер, педагог Карл Орф родился в 1895 году в Мюнхене. В пятилетнем возрасте он начал обучаться игре на фортепиано, виолончели, органе. Позднее обучался музыке в Мюнхенской музыкальной академии, где его наставниками были А. Беер-Вальбрунн и П. Цильхер. В дальнейшем Орф брал уроки у знаменитого полифониста Г. Каминского.

    В 1915 – 1919 годах Орф был дирижером в Мюнхене, Мангейме, Дармштадте. В Мюнхенской музыкальной академии он занимал должность профессора композиции.

    В 1924 году музыкант вошел в число основателей музыкальной школы в Гюнтешуле, где создал собственную систему воспитания подрастающего поколения с помощью музыки, танца и гимнастических упражнений. Орф является автором известного учебника для школ. Он создал ряд произведений для детского хора и ударных инструментов.

    Еще одно поле деятельности Орфа – руководство концертами Баховского общества. В 1955 году композитор получил звание почетного доктора Тюбингенского университета.

    В числе наиболее значительных работ Орфа – три сценические кантаты («Кармина Бурана», «Катулли Кармина», «Триумф Афродиты»), музыкально-драматические произведения («Луна», «Умница», «Бернуерин»). Главными их качествами стали реалистичность воплощения и выразительность песенной музыки. Такова, например, кантата «Кармина Бурана» (1936), подзаголовок которой гласит: «Светские песни для солистов и хоров с инструментальным сопровождением и сценическими картинами».

    В основе этого произведения лежат тексты, взятые автором из старинного песенного сборника «Кармина Бурана», составленного в XIII веке и найденного уже в наши дни в хранилище одного из монастырей Баварии. Эти жизнерадостные и веселые или полные иронии песни были сложены школярами, монахами, ремесленниками, крестьянами. Виртуозно используя интонации старых напевов, Орф придает им новое звучание, показывает все разнообразие возможностей оригинальной трактовки диатоники. Большой интерес представляет и оркестр кантаты, который композитор дополнил двумя фортепиано и различными ударными инструментами.

    Хотя в кантате рассказывается о том, что человек не может противостоять судьбе и его жизнь зависит от поворотов колеса фортуны, ее музыка, удивительно свежая и энергичная, создает у слушателей радостное и светлое настроение. Орф вводит в кантату не только интонации, но и отрывки народных песен, однако его произведение не превращается при этом в стилизацию.

    Выразительность и стихийная мощь «Кармины Бураны» выгодно отличает ее от «Катулли Кармины» (1943) и «Триумфа Афродиты» (1951), написанных на слова Катулла, Сафо и Еврипида, но и эти кантаты имеют немало привлекательных и ярких страниц.

    Среди сценических работ большой интерес представляет «Умница» (1942), созданная по мотивам сказки братьев Гримм, – произведение, полное живого юмора в духе балаганного спектакля.

    Умер Карл Орф в 1982 году.

    Игорь Федорович Стравинский

    Один из крупнейших музыкантов XX века, Игорь Стравинский, появился на свет в 1882 году в Ораниенбауме, под Петербургом. Его отец, Ф. И. Стравинский, был певцом, солистом Мариинского Императорского театра.

    Игорь Федорович Стравинский

    У мальчика рано обнаружились музыкальные способности. В 9 лет он начал учиться играть на фортепиано сначала у Снетковой, а затем у Кашперовой. Однако профессионального музыкального образования Стравинский получать не стал, а в 18 лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но его влечение к музыке не угасло, и все свободное время он посвящал изучению музыкально-теоретических предметов.

    Через два года после этого, осознав, что ему нужны советы профессионала, Стравинский обратился к Римскому-Корсакову, который давал ему частные уроки в течение 1903 – 1905 годов, а также до самой своей смерти оказывал своему ученику необходимую помощь.

    Первыми произведениями Стравинского, написанными им под руководством Римского-Корсакова, были несколько фортепианных пьес, кантата к 60-летию Римского-Корсакова, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка», симфония ми-бемоль-мажор, Фантастическое скерцо. На премьере последнего присутствовал Дягилев. Будучи очарован талантом молодого композитора, он заказал ему балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В результате появились «Жар-птица» (1910), затем «Петрушка» (1911), а еще позднее «Весна священная» (1913). Данные сочинения снискали заслуженную популярность в кругах любителей музыки и овеяли имя своего создателя мировой славой.

    В то время Стравинский чередовал пребывание в России с поездками в Париж. Летом 1914 года, т. е. непосредственно перед началом Первой мировой войны, композитор отправился в Швейцарию, где в связи с началом боевых действий ему пришлось остаться до 1918 года. За годы, проведенные в этой стране, Стравинский написал оперу «Соловей» (1914), «Историю солдата» (1918), которую он сам определил как «сказку о беглом солдате и черте, читаемую, играемую и танцуемую».

    В Россию, ставшую советской, композитор возвращаться не захотел и перебрался в Париж, где жил вплоть до 1940 года. В 1919 году он получил новый заказ от Дягилева, заключающийся в том, что Стравинскому предлагалось заняться доведением до совершенства музыкальной части балета «Пульчинелла» по музыке Перголези.

    Несколько позднее в столице Франции были поставлены оперы Стравинского «Мавра» (по поэме Пушкина «Домик в Коломне») и «Царь Эдип». Появление последней отметило начало нового этапа в творчестве композитора – неоклассического, пришедшего на смену его работе в чисто русской традиции.

    В 1924 году состоялся дебют Стравинского-пианиста, исполнившего свой концерт для фортепиано с духовым оркестром, которым дирижировал Кусевицкий. Год спустя Стравинский пробует себя и как дирижер. В свободное время он сочиняет музыку для театра, а также обращается и к другим музыкальным жанрам: пишет симфонию для духовых инструментов, сюиты для камерного оркестра, фортепианные и вокальные произведения. Вскоре появляются и балеты Стравинского «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», знаменитая Симфония псалмов на латинские тексты Ветхого Завета.

    Начало 30-х годов отмечено возникновением таких произведений композитора, как концерт для скрипки с оркестром и концерт для двух фортепиано. В 1933 – 1934 годах Стравинский по заказу знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн сочиняет совместно с А. Жидом мелодраму «Персефона». Тогда же он принимает решение о принятии французского гражданства, в результате чего окончательно рвутся те нити, которые еще связывают его с родиной. В этот же период издается и его автобиографическая книга «Хроника моей жизни».

    В 1936 году Стравинский гастролирует в США. В «Метрополитен-Опера» проходит премьера его балета «Игра в карты», а сам он приступает к работе над концертом «Дамбартон-окс», исполненном в 1938 году в доме заказчиков – супругов Блисс. В том же году он проводит несколько занятий со студентами Гарвардского университета.

    1940 год ознаменовался для Стравинского прощанием с Францией и переездом в США на постоянное место жительства. Теперь он иногда совершает гастрольные поездки в Европу, где выступает как пианист и дирижер. В 1962 году он торжественно отмечает свой 80-й день рождения, после чего наконец решается посетить СССР. Он дает в Москве и Ленинграде концерты, а затем возвращается в США. Еще через пять лет он заканчивает свои выступления, но продолжает работать как композитор. Его жизнь обрывается в 1971 году в Нью-Йорке.

    Л. Бакст. Эскиз костюма к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица»

    Творческое наследие Стравинского, кроме упомянутых выше произведений, включает в себя оперу «Похождения повесы» по серии гравюр Дж. Хогарта (1571), балеты «Орфей» (1948), «Клетка» (1951) и «Агон» (1957), симфонии «In C» и «В трех движениях», эбони-концерт для кларнета соло и инструментального ансамбля, «Отче наш» для хора a capella, «Священное песнопение во славу имени святого Марка», «Плач пророка Иеремии», кантата «Проповедь, притча и молитва», «Заупокойные песнопения», большое количество более мелких опусов.

    Интересно, что у Стравинского отсутствует определенный стиль музыкального письма, его манера работы постоянно меняется, из-за чего его даже прозвали хамелеоном. Однако все его сочинения – это образцы подлинного мастерства.

    Альфредо Казелла

    Итальянский композитор, пианист, музыкальный критик и педагог Альфредо Казелла родился в 1883 году. Музыкальное образование он получил в Парижской консерватории. Композиции он обучался под руководством Г. Форе, фортепиано – Л. Дьемера. Большое влияние на формирование его стиля оказала французская музыка, творчество Р. Штрауса, а также знакомство с Г. Малером. Самым известным из ранних произведений Казеллы стала написанная в 1909 году симфоническая рапсодия «Италия», отразившая стремление автора передать картины жизни в Неаполе и на Сицилии. Композитор включил в партитуру произведения народные мелодии, предстающие в несколько тяжеловесном оркестровом обрамлении.

    В 1912 – 1915 годах Казелла являлся дирижером Народных концертов в зале Трокадеро. В этот же период он преподавал фортепиано в Парижской консерватории.

    В 1915 году композитор переехал в Рим, где стал профессором фортепиано в Музыкальной академии Санта-Чечилиа. С концертами он побывал во многих европейских и американских городах.

    В Риме появилась сюита Казеллы «Страницы войны» (1918), посвященная трагическим событиям современности. С этого времени неоклассические тенденции, слабо заметные в прежнем творчестве музыканта, значительно возросли. Особенно ощущаются они в партите для фортепиано с оркестром (1925), где на первый план выходит стремление автора к конструктивизму. Как и многие европейские композиторы того времени, Казелла постоянно обращался к традициям старинной итальянской музыки. Более всего его привлекало искусство XVII – XVIII столетий, в частности сочинения А. Вивальди и А. Скарлатти. Значительное влияние на музыканта оказало также творчество Дж. Россини и А. Паганини. В произведениях Казеллы интерес к старине соединяется со стремлением использовать выразительные средства современного музыкального искусства, переосмысленные композитором в его теоретических работах («Эволюция музыки в свете истории изменения каданса», 1918; «Политональность и атональность»). Важную роль в музыке композитора играет также народное искусство. Элементы фольклора хорошо заметны во многих произведениях Казеллы.

    Среди самых интересных работ композитора можно выделить концерт для струнного оркестра (1927), а также сюиты «Скарлаттиана» для фортепиано и 32 струнных инструментов (1926) и «Паганиниана» (1942), являющиеся вольными обработками знаменитых мастеров итальянского музыкального искусства. В этих произведениях, так же как и в уже упомянутой партите для фортепиано с оркестром, Казелла обращается к неоклассицизму. Неоклассические тенденции ощущаются и в концерте для струнных, фортепиано, литавр и ударных (1943). Этот концерт, созданный специально для базельского камерного оркестра, характеризуется структурной стройностью и гармоничностью сочетания танцевальных жанров и старинных вариантов concerto grosso.

    К числу наиболее значительных произведений Казеллы, созданных для театра, следует отнести «Женщину-змею» (1931), воплощающую образы итальянской оперы-buffa, оперу «Сказка об Орфее», балеты «Венецианский монастырь» (1913), «Кувшин» (1924). Композитор является автором торжественной мессы «За мир» (1944), трех симфоний, «Героической элегии» (1916), концертов, романсов, пьес, среди которых одиннадцать детских.

    Казелла принимал активное участие в деятельности Интернационального общества современной музыки. Сочинения композитора часто исполнялись на фестивалях, которые это общество организовывало в различных странах.

    Умер итальянский композитор в 1947 году.

    Хотя произведения Казеллы неодинаковы по своей значимости, музыкант, сыгравший огромную роль в возрождении национальных традиций, занимает достойное место в истории итальянского музыкального искусства.

    Эйтор Вила-Лобос

    Эйтор Вила-Лобос, бразильский композитор, дирижер, педагог и фольклорист, родился 5 марта 1887 года в Рио-де-Жанейро. Его влечение к музыке проявилось довольно поздно. В 16 лет он заинтересовался фольклором и много ездил по стране, записывая различные народные песни.

    В 1923 году Вила-Лобос отправился в Париж, где прилежно изучал музыкальные дисциплины. Там же он познакомился с Равелем, Прокофьевым и другими композиторами. Дружба с ними сыграла не последнюю роль в развитии его творчества.

    Реализуя себя как композитор, Вила-Лобос между тем находил время и для выступлений в концертах в качестве дирижера, руководя при этом исполнением своих сочинений и музыки современников.

    В 1931 году Вила-Лобоса назначили правительственным уполномоченным по вопросам музыкального образования Бразилии. Следует отдать ему должное: он принес немало пользы своей стране, занимая столь важный пост. Вила-Лобос основал музыкальные школы и хоровые студии во многих бразильских городах, разработал систему музыкального воспитания детей. В 1945 году по его инициативе состоялось открытие Бразильской академии музыки, бессменным президентом которой он был.

    Наряду с выполнением обязанностей уполномоченного, Вила-Лобос продолжал совершать гастрольные поездки и побывал с концертами в разных странах Южной Америки, в США, Лондоне, Париже, Риме, Лисабоне и др. Именно благодаря ему мир узнал о неповторимой бразильской музыке, которую и представлял композитор.

    Жизнь Вила-Лобоса оборвалась в 1959 году в Рио-де-Жанейро. Его творческое наследие составляет огромное количество произведений, относящихся к различным жанрам. Среди них в первую очередь хотелось бы отметить оперы «Аглая», «Элиза», «Изат», «Малазарте», «Йерма»; оперетту «Маддалена»; 15 балетов; оратории «Видпура» и «Песнь земли»; хоровую сюиту «Открытие Бразилии»; Мессу; 12 симфоний; 2 симфониетты; 18 симфонических поэм; 5 фортепианных и 2 виолончельных концерта, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения. Наибольшей известностью пользуется такое сочинение композитора, как «Бразильские барханы» для голоса с ансамблем инструментов.

    Вила-Лобосу принадлежит также шеститомный труд «Практическое руководство для изучения фольклора».

    Богуслав Мартину

    Чешский композитор Богуслав Мартину родился в 1890 году. Первым значительным произведением молодого музыканта стала «Чешская рапсодия» для оркестра (1918). В 1923 году Мартину уехал в Париж, где начал заниматься у А. Русселя. Завершив обучение, он остался во Франции, хотя связей со своей родиной никогда не разрывал. Новые веяния в искусстве не обошли его стороной, композитор интересовался неоклассицизмом, джазом и др. Огромное влияние на Мартину оказало знакомство с И. Стравинским и А. Онеггером.

    Но постепенно композитор выработал собственный стиль. Произведения музыканта с успехом исполнялись в Париже и Праге, хотя не все слушатели принимали его творчество. Некоторые считали его музыку слишком смелой и даже дерзкой.

    В 1930-х годах появился ряд произведений Мартину, свидетельствующих об огромном интересе их автора к чешским мотивам. Среди них балет «Шпаличек» (1932), оперы «Пьесы о Марии» (1934) и «Театр за воротами» (1936), основанные на фольклорных элементах.

    В числе наиболее значительных сочинений этого периода – опера «Джульетта» (1937) и Двойной концерт для двух струнных оркестров, рояля и литавр (1938). В их музыке нашли отражения тревожные настроения, охватившие Европу, стоявшую на пороге Второй мировой войны. Мартину писал тогда: «Все исчезло под руками, мысли нигде не встречали ни отклика, ни опоры. Они уходили куда-то в ничто, как будто бы раскрывшаяся пустота втягивала в себя все человечество».

    Либретто для «Джульетты» композитор написал сам, обратившись к повести Ж. Неве. Действие разворачивается в фантастическом городе, жители которого не помнят своего прошлого и не отличают реальности от вымысла. В странном городе оказывается Мишель, юноша, разыскивающий свою любимую. Он находит девушку, но его Джульетта, попавшая под власть волшебных чар города, уже не может вырваться на свободу. Не в силах расстаться с возлюбленной, Мишель остается в этом безумном, чудовищном мире.

    Все действие «Джульетты» состоит из небольших сцен, вокальные партии основываются на речитативе. Опере присущи черты психологизма, слушатель сопереживает героям, живущим в ирреальном, загадочном мире. Помогает здесь тонкое художественное чутье Мартину, его умение внести в явно фантастическую атмосферу действия оперы жизненную энергию и динамику. Замысел «Джульетты» раскрывают слова самого композитора, который писал: «Это отчаянная борьба за обладание чем-то стабильным, что может служить опорой: реальностью, памятью, сознанием. Именно последнее оказывается надломленным, поставленным в трагические ситуации, в которых Мишелю приходится бороться за сохранение своей собственной стабильности, здравого рассудка. Стоит уступить, и он останется в этом мире без памяти, без времени, навсегда». В ирреальных образах композитор попытался передать реальные эмоции и чувства, появляющиеся в результате болезненной неустойчивости сознания. В этом Мартину был близок к Б. Бартоку и А. Онеггеру, в музыке которых также отразилось тревожное предчувствие надвигающейся катастрофы.

    С 1941 года композитор находился в США. В 1953 году он вернулся в Европу. Мартину жил во Франции, Италии, Швейцарии. Хотя он никогда не забывал о своих чешских корнях, многолетнее пребывание вдали от родины не могло не сказаться на его творчестве, многогранном и противоречивом. В наследии Мартину представлены почти все жанры и разновидности. Музыкант никогда не подчинялся определенным системам и течениям, он сумел сохранить свою неповторимость и индивидуальность.

    Лучшие произведения Мартину были созданы в последнее двадцатилетие его жизни. В этот период композитор написал шесть симфоний, «Фрески Пьеро делла Франчески» и «Параболы» для оркестра, оперы «Ариадна» и «Мирандолина», «Греческие пассионы» и др.

    К жанру симфонии Мартину впервые обратился уже в зрелом возрасте. Он писал тогда: «Когда кто-то оказывается перед проблемой создания первой симфонии, то невольно становится особенно нервным и серьезным…» В этих словах выражена требовательность композитора к себе и своему творчеству.

    «Я жду тебя» (слова М. А. Давидовой)
    «Островок» (слова К. Д. Бальмонта)
    «Давно в любви отрады мало» (слова А. А. Фета)
    «Я был у ней» (слова А. В. Кольцова)
    «Эти летние ночи» (слова Д. М. Ратгауза)
    «Тебя так любят все» (слова А. К. Толстого)
    «Не верь мне, друг» (слова А. К. Толстого)
    «О, не грусти» (слова А. Н. Апухтина)
    «Она, как полдень, хороша» (слова Н. М. Минского)
    «В моей душе» (слова Н. М. Минского)
    «Весенние воды» (слова Ф. И. Тютчева)
    «Пора!» (слова С. Я. Надсона)

    Цикл из двенадцати романсов ор. 14, отделенный от предыдущего вокального опуса трехлетним промежутком, свидетельствует о более высокой ступени творческой зрелости композитора. В нем получают отражение новые мотивы рахманиновского творчества, возникающие во второй половине 90-х годов. Правда, в целом этот цикл довольно разнороден по характеру образов и лишен внутреннего единства. Неравноценны в художественном отношении поэтические тексты, использованные Рахманиновым . Среди их авторов мы встречаем признанные в русской литературе имена Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. В. Кольцова, А. К. Толстого, С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина и менее значительные, хотя модные в свое время фигуры Д. М. Ратгауза, Н. М. Минского и К. Д. Бальмонта, недавно появившегося на литературном горизонте. Отсюда жанровая, а отчасти и стилистическая пестрота цикла, говорящая о разнообразии творческих исканий композитора.

    Такие романсы, как «Тебя так любят все » на текст А. К. Толстого или «О, не грусти » на стихи А. Н. Апухтина, близки элегической романсной лирике Чайковского . Эта близость проявляется в задушевной мягкости вокальной мелодики, соединяющей плавную напевность и широту развития с декламационной заостренностью отдельных фраз, и в некоторых особенностях фортепианного сопровождения. В первом из этих романсов особенно выразителен «диалог» вокальной партии и фортепиано, образуемый контрапунктированием двух разных мелодических линий. Вместе с тем по некоторым типично рахманиновским оборотам сразу же можно узнать авторский «почерк». Такова начальная фраза романса «О, не грусти!», служащая его основным интонационным зерном. Подчеркнуто патетическую окраску придает ей знакомая нам «рахманиновская гармония»:

    Своеобразное преломление ориентальной тематики мы находим в романсах на стихи Н. М. Минского - «Она, как полдень, хороша » и «В моей душе ». В отличие от элегического «восточного романса» Рахманинова «Не пой, красавица », они проникнуты светлым созерцательным настроением. Если искать параллелей в классической вокальной литературе, то можно указать на такое произведение, как «Восточный романс» Даргомыжского на пушкинские слова («Ты рождена воспламенять»). По характеру изложения оба рахманиновских романса более или менее однотипны. Оцепенение блаженства передается в них медлительно-размеренным, неизменным характером ритмического движения, чувственной насыщенностью и статичностью гармонического колорита, густой звучностью низкого женского голоса в теплом контральтовом регистре (Романсы «Она, как полдень, хороша» и «В моей душе» посвящены Е. А. Лавровской. Вероятно, Рахманинов при их сочинении учитывал особенности голоса певицы, отличавшегося густотой и сочностью звучания низкого регистра.). В романсе «Она, как полдень, хороша» ощущение статики и застылости подчеркивается равномерным повторением в басу тонического звука es на всем его протяжении (за исключением двух тактов). Отсутствие модуляций возмещается богатством ладовых наклонений внутри единой тональности, постоянной сменой гармонического, натурального мажора и одноименного минора. В начале второй строфы, где образу загадочной красавицы с «нестрадавшей душой» противопоставляется жизнь, наполненная борьбой и горем, в вокальной партии появляются драматические интонации, а короткие «всплески» у фортепиано предвосхищают возникающий далее в тексте поэтический образ моря, влюбленного в безмолвный берег. Но эта вспышка драматизма быстро угасает, и музыка снова приобретает характер томной, страстной неги.

    В сходном по фактуре романсе «В моей душе» «эмоциональная кривая» несколько иная. Она развивается по линии все большего нарастания страстного чувства, которое достигает кульминации в конце второй строфы, на словах: «Ах, если б я тем знойным солнцем зажечь твой взор холодный мог!» Замечательно выразителен контрапункт вокальной мелодии и широкой, длительно развивающейся мелодической линии у фортепиано, которая возникает сначала как слабое, отдаленное эхо, а затем звучит все ярче и напряженнее, приобретая значение, равноправное с партией голоса.

    Пленяет своей тонкостью поэтичная вокальная миниатюра «Островок » на слова К. Д. Бальмонта. Романс этот, необычайно лаконичный и по размеру (всего 24 такта) и по использованию выразительных средств, производит впечатление прозрачной акварели. Сдержанная, плавно текущая вокальная мелодия напевно-декламационного характера с неизменным возвращением к одному звуку и такое же размеренно неторопливое, скупое по изложению фортепианное сопровождение создают настроение светлого, безмятежного покоя. Только на словах «Здесь еле дышит ветерок» движение несколько оживляется, ровные четверти в аккомпанементе сменяются тихо колышущимися триолями восьмых, звучащими как еле заметное дуновение легкого, ласкового ветерка. В отличие от изобразительной насыщенности некоторых более ранних рахманиновских романсов, здесь экономия средств доведена до предела, и композитор не допускает ни одного лишнего штриха.

    Один из замечательнейших образцов камерного вокального творчества Рахманинова - романс «Весенние воды » на стихи Ф. И. Тютчева. Он весь словно залит солнечным светом и проникнут чувством радостного подъема и ликования. В этом романсе впервые у Рахманинова так ярко проявились те «весенние» настроения, которые начинали все отчетливее слышаться в русском искусстве с середины 90-х годов. Именно в эти годы Левитаном были созданы наиболее мажорные по звучанию из его пейзажей (например, «Март» или «Свежий ветер»). Подобно живописным полотнам Левитана, романс Рахманинова нес в себе более широкое содержание, чем просто картины природы. Современник композитора свидетельствует, что в пору нарастания революционного движения в 1900-х годах этот романс стал «символом общественного пробуждения». Как верно отмечает А. Д. Алексеев, в вокальной партии романса дан «органичный сплав мелодики песенно-лпрической с гимническо-героической». Интонации «кличей», «зовов», отмечавшиеся нами в ряде предыдущих рахманиновских сочинений, приобретают здесь особенно активный, волевой характер. Подвижные, бурлящие пассажи фортепианной партии и общий звенящий колорит музыки довершают образ, полный энергии и неудержимого стремления вперед.

    Рост активных, жизнеутверждающих настроений в творчестве Рахманинова сказался и на некоторых других романсах этого цикла. Среди них можно назвать «Не верь мне, друг! » на стихи А. К. Толстого, неоднократно привлекавшие внимание русских композиторов. На этот текст Чайковским был написан один из романсов его первого вокального цикла, помеченного ор.6; уже после Рахманинова к тому же стихотворению обратился Римский-Корсаков (Романс Римского-Корсакова входит в состав его цикла «У моря», созданного в 1897 году.). Их произведения различны по своей эмоциональной окраске: у Чайковского преобладают элегические тона, у Римского-Корсакова колорит музыки спокойный, безмятежно светлый. Но в принципе оба композитора одинаково «прочли» поэтический текст, придав своим произведениям характер интимного, ласкового уверения. Иначе поступает Рахманинов. Основой его романса становится образ бурно стремящегося к берегам моря, служащий в стихотворении Толстого всего лишь поэтической метафорой: непрерывная линия нарастания ведет к патетически-восторженной кульминации на словах «И уж бегут с обратным шумом волны издалека к любимым берегам», усиливаемой большим фортепианным заключением.

    Романс «Не верь мне, друг!» нельзя отнести к лучшим образцам вокального творчества Рахманинова. Чайковский несомненно более чутко уловил поэтическую интонацию Толстого и сумел найти более тонкие и разнообразные оттенки для ее музыкального воплощения. Но для характеристики новых настроений рахманиновского творчества 90-х годов этот романс очень показателен.

    Ощущением полноты, радости жизни, бурного «кипения сил» проникнут и романс «Эти летние ночи » на слова Д. М. Ратгауза, в основе которого лежит одна интонация, впервые появляющаяся на последнем слове строки «Эти летние ночи прекрасные» и приобретающая в заключительной кульминации характер восторженного клича. Музыка значительно расширяет емкость поэтического образа, причем особую роль в этом плане играет фортепианная партия.

    Завершает цикл страстно взволнованный, драматический романс «Пора! » на стихи С. Я. Надсона. В тексте надсоновского стихотворения, обличающего ничтожество и порочность окружающего мира, Рахманинов подчеркивает активное, зовущее начало. Лейтмотивом романса становится волевая, призывно-фанфарная фраза, которая мощно и грозно звучит в первых тактах, подчеркивая начальные слова текста: «Пора! Явись, пророк!»:

    Общий приподнято-патетический тон этого романса, а отчасти и самый характер музыкального изложения напоминают знаменитый этюд dis-moll Скрябина. То, что Рахманинов непосредственно сопоставил такие два произведения, как «Весенние воды» и «Пора!», поместив их в конце цикла, было весьма знаменательно. Радостное чувство обновления, как и гневный протест против господствующей лжи и лицемерия, жажда действия и борьбы, рождались атмосферой начинающегося общественного подъема, веяния которого чутко улавливались композитором.

    Сергей Рахманинов, выдающийся русский классический композитор, родился во второй половине 19 века в России. Умер в 1943 году, во время Второй мировой войны, в США. Сергей Васильевич известен также как знаменитый пианист, виртуозно управлял оркестром как дирижер.

    В семье Сергея Рахманинова было много музыкантов. Как пианист, Сергей среди слушателей стал известен еще во время учебы в Московской консерватории. Он окончил ее с золотой медалью как молодое дарование.

    Самые известные музыкальные произведения, написанные Сергеем Рахманиновым как композитором – это «Симфонические танцы», очень оригинальная симфоническая поэма «Остров мертвых», симфоническая поэма «Князь Ростислав», великолепная симфоническая поэма «Колокола» на слова очень самобытного американского поэта и писателя Эдгара По, «мрачного гения». Также оперы «Франческа де Римини», «Скупой рыцарь», «Алеко», несколько симфоний, которым присвоены номера по очередности их создания. В целом Сергей Рахманинов считается композитором романтического направления.

    Писал Сергей Рахманинов и романсы, создал множество фортепианных пьес. Он из красивейших романсов авторства Сергея Рахманинова – это «Весенние воды», созданный в 1896 году, на слова знаменитого русского классика, поэта Федора Тютчева. Романс описывает картину весеннего пробуждения природы, схода снега, снеговых ручьев, половодья. Это мажорная, светлая, позитивная композиция, радостная вестница весны. «Весна идет! Весна идет!» - поет романс.

    Сергей Рахманинов с семьей уехал из России вскоре после революции 1917 года. Год он прожил в Европе, где много выступал с концертами как пианист и дирижер, стал очень известен. Затем перебрался в США. Здесь он завоевал еще больше популярности и славы, стал очень богатым человеком и «живой легендой» симфонической музыки.

    Интересно, но начало музыкальной карьеры Рахманинова как композитора было крайне неудачным. Его новаторскую, оригинальную музыку никто не понимал, критики писали злые рецензии, молодого композитора громко называли в музыкальных кругах бездарем, но уже к 30 годам Рахманинов сумел завоевать всероссийскую славу. А что было бы, если б Рахманинов в начале творческого пути опустил руки и сдался?

    Романсы С.В. Рахманинова называют его душевной исповедью. Композитором создано немало творений в этом жанре – около восьми десятков, каждое из которых отличается удивительной искренностью. Такое внимание Сергея Васильевича к вокальным сочинениям вполне объяснимо – он часто говорил о том, что любит поэзию и всегда возводил ее на второе почетное место после музыки.

    История создания

    Тяга к сочинительству проявилась у Рахманинова еще в детские годы, правда, поначалу он предпочитал импровизировать, не утруждая себя фиксацией нот на бумаге. А вот записывать свои творения будущий великий композитор начал только с 1887 года, и сразу же попробовал свои силы в разных жанрах, в том числе и вокальных. Однако о сочинениях для голоса тех лет нет никакой информации, возможно, потому, что Рахманинов не считал их важными и не пытался сохранить. Отсчет своих вокальных творений композитор решил начать с 1890 года, когда были написаны его сочинения для голоса «У врат обители святой» на слова М. Лермонтова и «Я тебе ничего не скажу» на слова А. Фета, обозначенные им как № 1 и № 2. С тех самых пор романс стал одним их любимых жанров Рахманинова, и он регулярно возвращался к нему в своем творчестве. Если эти сочинения первых лет были очень похожи по стилю на музыку П.И. Чайковского , то в вокальных сочинениях 1891 года отчетливо слышится влияние Э. Грига. Речь идет о двух романсах: «Это было в апреле», написанном на французский текст Э. Пайерона, и «Смеркалось» на слова А. Толстого.


    В период после окончания Московской консерватории и до второй половины 1890-х годов Сергеем Васильевичем было написано три опуса сочинений для голоса. В них уже отчетливо намечаются черты творческой индивидуальности Рахманинова, и становится очевидной характерная для его пера трактовка жанра романса, когда широкая и экспрессивная вокальная мелодия органично сливается с виртуозной фортепианной партией, богатой колористическими оттенками.

    Шесть романсов, которые были написаны до середины 1893 года, вошли в op.4. Лучшим сочинением этой группы считается романс «В молчаньи ночи тайной» (стихи А. Фета), который был адресован родственнице маэстро В.Д. Скалон.

    Романсы op.8 были сочинены осенью 1983 года и стали своеобразным откликом на уход из жизни популярного в то время поэта Н. Плещеева. Любопытно, на сам Рахманинов его никогда не видел, и знал его только по книгам и словам своих знакомых. Возможно, он что-то слышал про великого поэта от своего дедушки Аркадия Александровича, который не только хорошо его знал, но и посвятил ему несколько своих романсов. В данный опус включено шесть сочинений, самыми известными их которых считаются «Дитя, как цветок ты прекрасна!» и «Сон».

    В 1896 году на свет появился еще один цикл из 12 романсов, который был обозначен под op. 14. Поскольку в этот период Рахманинов еще находился в поисках своего стиля, данный опус очень разнороден по образам. Неравноценны стихи, которые использовал Сергей Васильевич. Среди их авторов есть и признанные мэтры поэтического текста, такие как А. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет и другие, а также малоизвестные в те времена поэты Н. Минский и К. Бальмонт. Самым популярным романсом из этого цикла во времена Рахманинова были «Весенние воды».

    Весной 1902 года был закончен очередной, 21-й опус сочинений для голоса, в который вошли 12 произведений. Среди них трудно выделить что-то особенно выдающееся – все романсы этого цикла можно смело отнести к высшим шедеврам рахманиновского творчества. Самыми известными из творений этого опуса можно считать «Сирень» на слова Е. Бекетовой и «Здесь хорошо» на стихи Г. Галкиной.

    Четыре года спустя Рахманинов завершает еще группу романсов, которые объединяются под опусом №26. Этот цикл из пятнадцати произведений выделяется среди прочих своими стилистическими особенностями, которые связаны с оперными исканиями композитора. Именно поэтому некоторые его сочинения из этой группы носят характер драматического монолога. К числу таковых, например, принадлежит романс «Мы отдохнем» на слова А. Чехова.

    36-й опус составили четырнадцать романсов. Двенадцать из них были записаны в разгаре 1912 года, один под названием «Не может быть» вышел в свет двумя годами ранее, в 1910, а «Вокализ» сочинялся в 1915 году и был добавлен в группу позже. В этом опусе обращает на себя внимание интерес Рахманинова к пушкинской поэзии. Если ранее он обращался к ней единожды в романсе «Не пой красавица при мне», то здесь на его стихи написано три произведения – «Муза», «Буря» и «Арион». Помимо этого композитор использовал стихи К. Бальмонта, Ф. Тютчева, А. Фета и многих других.

    Особое место в творческом наследии Рахманинова занимает его последний камерно-вокальный цикл из шести романсов, обозначенный опусом №38. Отличительной особенностью этой группы сочинений, написанных в 1916 году, являются поэтические источники – все они принадлежат перу современных композитору авторов, которые стремились к обновлению образов и средств поэтики. Самыми лучшими романсами в этом цикле Рахманинов считал «Маргаритки» и «Крысолов».


    Интересные факты

    • Дед композитора Аркадий Александрович был музыкально одаренным человеком и очень любил играть на фортепиано. Он прожил 73 года и до последнего по несколько часов в день проводил за музыкальным инструментом. Он тоже сочинял и особенно любил романсы и фортепианные пьесы, как и его внук. Некоторые его творения были опубликованы, но большая часть из них утеряна. До наших дней дошли 11 сочинений Аркадия Александровича, среди которых 7 романсов и 3 вокальных дуэта.
    • Аркадий Александрович Рахманинов написал романс на слова А.Н. Плещеева «Сон». Много лет спустя эти же стихи для своего вокального сочинения взял и Сергей Васильевич.
    • Романс на слова А. Толстого «Ты помнишь ли вечер» Рахманинов считал самым неудачным среди всех своих вокальные творений.
    • Романс «В молчаньи ночи тайной» был сочинен 17 октября 1890 года, но впоследствии композитор неоднократно возвращался к нему и переписывал отдельные фрагменты. Окончательный вариант этого произведения, который сегодня звучит в концертных залах, мало похож на первоначальную версию.
    • В творческом наследии великого композитора есть и другие сочинения, носящие название «Романс» - например, вторая часть в Квартете №1 и первая пьеса для скрипки в опусе № 6.
    • Свой первый гонорар в размере 500 рублей, полученный от издателя К. Гутхена за печать клавира «Алеко », двух пьес для виолончели op.2 и шести романсов op.4, Рахманинову не удалось потратить, поскольку им он сразу же погасил свои долги.
    • Романс «Весенние воды» во времена Рахманинова имел весьма любопытную трактовку. Революционеры слышали в порывах пробуждающейся природы призывы к борьбе и подъему общественного самосознания. О том, как это вокальное сочинение помогало освобождаться от векового гнета, сейчас можно почитать в музыкальной литературе советского времени.
    • В основу сочинения «Судьба» из op.21 Рахманинов положил известнейший мотив из бетховенской Пятой симфонии. Этот романс посвящен Ф. Шаляпину, который преимущественно и исполнял его первое время после создания.
    • В сердце величайшего маэстро не раз вспыхивала любовь, которая вдохновляла его на написание романсов. Именно под воздействием этого чувства были созданы «В молчаньи ночи тайной» (посв. В. Скалон), «О нет, молю не уходи» (посв. А. Лодыженской), «Не пой красавица при мне (посв. Н. Сатиной).
    • Будучи в эмиграции, Рахманинов не написал ни одного романса.


    Сергей Васильевич считал жанр романса идеальным для воплощения лирических переживаний. Именно поэтому в его вокальных опусах и преобладает лирическая сфера, а вот юмористические, бытовые и трагические образы в них встречаются очень редко.

    Еще в ранние годы Рахманинов часто обращался к жанру русской лирической песни, что во много можно объяснить любовью к наследию Чайковского. Особенно остро это слышится в романсах «Полюбила я на печаль свою » и «Ух ты нива моя ». Композитор отбирает такие поэтические тексты, где повествуется о страданиях от любви и нестерпимых душевных терзаниях. Эта тема родственна и для восточной поэзии, которая тоже была не чужда Рахманинову. Экзотические» композиции составляют отдельную ветвь в его вокальном творчестве – знаменитом романсе «Не пой красавица при мне », а также зарисовках «Она как полдень хороша », «В моей душе », «Ночью в саду у меня » и другие. Правда, ориентализм в этих композициях больше условен, и не так отчетливо воссоздан, как в сочинениях М. Балакирева .

    В своей вокальной музыке Рахманинов сумел показать себя как великолепный мастер кисти и краски, «нарисовавший» настоящую галерею природных картин – «Островок », «Здесь хорошо », «Сирень », и многие другие.

    В творчестве Рахманинова нашла воплощение и трагедийная тема. Именно она преобладает в романсах из опусов №21 и №26, которые создавались в непростой для художника период. Тогда Сергей Васильевич сильно переживал из-за провала дебютной симфонии и все чувства попытался передать в своих творениях – композициях «Судьба », «Как мне больно », «Я опять одинок », «Проходит все ».

    Как истинный художник, Рахманинов не мог не затронуть тематику искусства и своей судьбы. В этом плане показательны романсы «Ариона », «Муза » и «Оброчник ».

    Рахманинов был композитором удивительного дарования. К какому бы жанру он ни прикоснулся, под его рукой он приобретал необыкновенное духовное и художественное совершенство. А из романса великому музыканту удалось сделать, казалось бы, невозможное – жанр с поистине безграничными возможностями. И что самое интересное – Рахманинова не интересовали художественные достоинства текста, для него важны были только образы и смысл, которые авторы закладывали в него. Правда, трактовал композитор их всегда по-своему, создавая совершенно иной поэтические образ, завораживающий своим звучанием.

    Видео: слушать Романсы Рахманинова