Войти
Мир медицины
  • Внимание: Новый продукт «1С:275ФЗ» для автоматизации учета участников государственного оборонного заказа
  • Правила ведения бухучета в снт
  • Гурьевская каша — пошаговый современный и старинный рецепты Как готовится гурьевская каша
  • Маринованные кабачки: самые лучшие рецепты Маринованные кабачки на зиму кусками рецепт
  • Противозачаточное кольцо новаринг Беременность во время новаринг
  • Проведения анализа крови на пролактин: норма и отклонения
  • Пузырьки жидкости окруженные белковыми пленками возникающие. Тест по биологии (11 класс) на тему: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

    Пузырьки жидкости окруженные белковыми пленками возникающие. Тест по биологии (11 класс) на тему: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

    Дарвин показал, что основные факторы эволюции органического мира, то есть наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, приложимы и к эволюции человека. Благодаря им организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд морфофизиологических изменений, в результате которых выработалась вертикальная походка, разделились функции рук и ног.

    Для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. Качественное своеобразие его вскрыл Ф.Энгельс, указав на социальные факторы: труд, общественную жизнь, сознание и речь. Труд - важнейший фактор эволюции человека

    Труд начинается с изготовления орудий труда. Это, по словам Энгельса, «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Основной движущей силой антропогенеза явился труд, в процессе которого человек сам создает орудия труда. Наиболее высокоорганизованные животные могут употреблять предметы в качестве готовых орудий, но не способны создатьих. Животные только пользуются дарами природы, человек же изменяет ее в процессе труда. Животные также изменяют природу, но не преднамеренно, а лишь потому, что находятся и живут в природе. Их воздействие на природу сравнительно с воздействием на нее человека ничтожно.

    Морфологические и физиологические преобразования наших обезьяноподобных предков правильнее будет назвать антропоморфозами, так как вызвавший их основной фактор - труд - был специфичен только для эволюции человека. Особенно важным было возникновение прямой походки. Размеры и масса тела обезьян увеличились, возник S-образный изгиб позвоночного столба, придавший ему гибкость, образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, упрочился крестец, челюстной аппарат стал более легким и т.д. Прямохождение установилось не сразу. Это был весьма длительный процесс отбора наследственных изменений, полезных в трудовой деятельности. Предположительно он длился миллионы лет. Биологически прямохождение принесло человеку немало осложнений. Оно ограничило быстроту его передвижения, лишило подвижности крестец, что затруднило роды; длительное стояние и ношение тяжестей иногда приводит к плоскостопию и расширению вен на ногах. Зато благодаря прямохождению освободились руки для орудий труда. Возникновение прямохождения, по мнению Ч.Дарвина, а затем Ф.Энгельса, стало решающим шагом на пути от обезьяны к человеку. Благодаря прямохождению у обезьяноподобных предков человека руки освободились от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к разнообразным движениям.

    В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Особи с наследственными изменениями верхних конечностей, полезными для трудовых операций, преимущественно сохранялись благодаря естественному отбору. Ф.Энгельс писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда. Различие между рукой человека и рукой человекообразных обезьян огромно: ни одна обезьяна не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось весьма длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к их изготовлению. Самые примитивные орудия труда облегчают зависимость человека от окружающей природы, расширяют его кругозор, открывая в предметах природы новые, неизвестные свойства; наконец, они используются для дальнейшего совершенствования орудий труда.

    Развитие трудовой деятельности приводит к ослаблению действия биологических закономерностей и усилению роли социальных факторов в антропогенезе.

    Общественный образ жизни как фактор эволюции человека. С самого начала труд был общественным, так как обезьяны жили стадами. Ф.Энгельс указывал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Стадность обезьяньих предков человека развивалась в общественное поведение под воздействием особого фактора. Таким фактором был труд, тесно связанный с преобразованием руки в орган труда. Труд способствовал сплочению членов общества; они коллективно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. Старшие члены общества обучали младших отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, учили приемам охоты и сохранения огня. С развитием трудового процесса все яснее становилась польза взаимной поддержки и взаимопомощи.

    Древнейшие орудия охоты и рыбной ловли свидетельствуют о том, что наши предки уже на ранних стадиях употребляли мясную пищу. Обработанная и приготовленная на огне, она уменьшала нагрузку на жевательный аппарат. Теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются мощные жевательные, потерял свое биологическое значение, сделался бесполезным и постепенно исчез в процессе естественного отбора; по той же причине переход от растительной пищи к смешанной привел к укорочению кишечника. Применение огня помогало защищаться от холода и зверей.

    Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие возможности для общения друг с другом: совместная деятельность членов общества вызвала необходимость сигнализации жестами, звуками. Первые слова были связаны с трудовыми операциями и обозначали действие, работу, а названия предметов появились позднее. Неразвитая гортань и ротовой аппарат предков человека в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи человека. Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через непосредственное раздражение органов чувств - это первая сигнальная система. Но человек способен воспринимать сигналы словом - он обладает второй сигнальной системой. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных.

    Возникновение речи усилило общение наших предков на почве совместного трудового процесса и, в свою очередь, способствовало развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием социальных и биологических факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение в эволюции человеческого общества. Все усложнявшиеся трудовые процессы изготовления орудий труда и предметов быта, членораздельная речь и жесты, мимика содействовали развитию головного мозга и органов чувств.

    Развитие головного мозга, мышления, сознания стимулировало в то же время совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась преемственность трудового опыта в поколениях. Только в обществе мышление человека могло достигнуть столь высокого развития.

    Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию.

    Итак, движущими силами антропогенеза являлись биологические факторы (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные (факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление).

    Входной контроль:

    вопрос вариант ответа
    Раствор: а) Сосредоточение, накапливание каких-либо веществ в определённом порядке.
    Коацервация: б) Поглощение вещества из жидкой среды поверхностным слоем твёрдого тела, обычно имеющим большую площадь.
    Коацерват: в) Пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками, возникающие при взбалтывании водных растворов белков.
    Микросферы Фокса: г) Фаза раствора с более высокой концентрацией веществ, окружённая определённым образом ориентированными диполями воды.
    Адсорбция: д) Разделение раствора высокомолекулярных соединений на фазы с большей и меньшей концентрацией молекул.
    Концентрирование: е) Однородные смеси двух или большего числа веществ, которые распределены в растворителе в виде отдельных атомов, ионов или молекул.

    Ход выполнения работы:

    Задание №1

    Прочитайте текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле», результаты оформите в таблицу:

    Ответьте на вопрос : Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

    Задание №2

    Прочитайте текст «Гипотезы происхождения человека», результаты оформите в таблицу:

    Ответьте на вопрос : Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

    Задание № 3

    Найдите в учебнике описание сходства и различия человека и высших человекообразных обезьян, результаты оформите в таблицу:

    «Отличие человека от человекообразных обезьян»

    Сравниваемые признаки Человек Человекообразные обезьяны
    Особенности строения скелета
    Череп
    Надбровные дуги
    Положение тела при ходьбе
    Позвоночник
    Грудная клетка
    Длина рук
    Большой палец руки
    Кисть руки
    Стопа
    Таз
    Функция рук
    Образ жизни
    Взаимоотношения со средой
    Высшая нервная деятельность (функции мозга)
    Особенности строения мозга
    Средства общения

    Приложение №1

    Приложение №2

    Приложение 3

    Выходной контроль:

    Найдите соответствие между понятием и его определением, ответы оформите в таблицу:

    вопрос вариант ответа
    Древнейший человек: А. Перемещение по земле на задних конечностях, что позволило высвободить руки для защиты и добычи пищи.
    Неандерталец: Б. Первые современные люди, характеризовавшиеся прямохождением и обладавшие членораздельной речью.
    Кроманьонец: В. Группа людей, живших менее 200 тыс. лет тому назад.
    Прямохождение: Г. Неоднородная группа людей, относящаяся к роду Человек и включающая питекантропов, синантропов и др. Жили около 1 млн лет назад.
    Сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида: Д. Вид коммуникативной деятельности человека, при которой использование средств языка для общения приобретает устойчивый понятийный характер.

    Приложение №4


    Сделайте общий вывод в соответствии с целями, поставленными перед вами в этой работе.

    Список литературы:

    Основные источники:

    1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2009.
    2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. – М., 2009.
    3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.
    4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2010.
    5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2010.
    6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2010.

    Интернет – ресурсы:

    1. www.twirpx.com - Учебные материалы;

    2. tana.ucoz.ru- Персональный сайт учителя биологии;

    3. www.amgpgu.ru - Лекционный курс;

    4. www.uchportal.ru – Учительский портал;

    5. http://o5-5.ru – 5 и 5 Учебный материал;

    6. http://pptx.ru/ - Коллекция презентаций PowerPoint.

    Дополнительные источники:


    Похожая информация.


    «Происхождение и начальные этапы происхождения жизни»

    I. 1.Что утверждает теория абиогенеза: а) самопроизвольное зарождение жизни; б) происхождение жизни; в) возможность происхождения живого из неживого; г) развитие неживой материи.

    2. В чём заключается суть теории Рихтера: а) возникновение жизни из газово-пылевого облака; б) жизнь на Земле возникла из неорганических веществ;

    в) жизнь была занесена с других планет;

    г) жизнь возникла из неживых веществ

    3. Какой характер носили представления древних людей о возникновении жизни: а) хаотический; б) стихийно-материалистический; в) методический;

    г) научный

    4. Что означает термин «спектроскопия»: а) точка на прямой; б) важнейшая точка соприкосновения астрономии и химии; в) спектральный анализ;

    г) изучение спектра

    5. Протозвёзды – это: а) облака; б) тучи; в) звёзды; г) планеты

    6. Какой химический элемент входит в состав звёздного и солнечного вещества: а) барий; б) хлор; в) водород; г) кислород

    7. В чём великая заслуга теории А. Опарина в: а) создании коацерватной теории; б) концентрации химических веществ; в) в разности между скоростью и временем; г) получении органических веществ

    8. Кем были получены аминокислоты: а) Геккелем и Мюллером;

    б) Аристотелем и Эмпедоклом; в) Юри и Миллером;

    г) Пастером и Пфлюгером

    9. Коацерваты – это: а) молекулы, окружённые плотной оболочкой;

    б) молекулы, окружённые водной оболочкой, которые объединяются в многомолекулярные комплексы; в) макромолекулы, которые распадаются на мономеры; г) молекулы, которые сгорают в атмосферном кислороде

    10. Органические вещества, которые не растворяются в воде называются:

    а) гидрофобные; б) гидратационные; в) гидрированные; г) гидрофильные

    11. Суть процесса фотосинтеза заключается в: а) обмене веществ;

    б) в транспорте веществ; в) синтезе органических веществ; г) в наличии вакуолей

    12.Важное вещество, необходимое для процесса фотосинтеза:

    а) наличие лейкопластов; б) наличие хлоропластов; в) наличие кариотипа;

    г) наличие плазматической мембраны

    13. Что относится к автотрофным организмам: а) бактерии; б) растения;

    в) грибы; г) животные

    14. Бактерии, живущие в бескислородной среде, называются: а) анаэробные;

    б) протобионты; в) аэробные; г) автотрофные

    15. Фагоцитоз – это процесс: а) поглощения жидких продуктов;

    б) выделение углекислого газа; в) поглощение твёрдых частиц;

    г) обмена веществ

    II. Выберите из предложенных суждений правильные.

      Теория абиогенеза предполагает возможность происхождения живого только из живого.

      Л. Пастер своими опытами доказал возможность самозарождения жизни.

      Наиболее существенная черта гипотезы А. И. Опарина – постепенное усложнение химической структуры и морфологического обмена предшественников жизни на пути к живым организмам.

      Самый низкий и наиболее древний уровень организации жизни – клеточный уровень жизни.

      Коацерваты не способны адсорбировать вещества из окружающего их раствора.

      Организм – сложная система, способная к саморегуляции.

      Коацерваты – это первые древние живые существа.

      Жизнь возникла биогенным путём.

      Для живого характерна способность к историческому развитию и изменению от простого к сложному.

      Л. Пастер своими опытами доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни.

    III. Установите соответствие.

    А – абиогенез. Б – гипотеза Опарина. В – коацерваты. Г – открытая система. Д – гетеротрофы. Е – автотрофы. Ж – биогеохимия. З – жизнь. И – смерть. К – планета.

      Небесное тело.

      Возникновение живых тел из веществ неорганической природы.

      Способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой.

      Образование органических веществ из неорганических происходил в водах первичного океана более 3,5 млрд.лет назад, при этом в условиях бескислородной среды атмосфера насыщалась альдегидами, спиртом, аминокислотами.

      Пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками.

      Живое тело.

      Организмы, синтезирующие необходимые для жизни органические вещества из неорганических.

      Наука, изучающая химический состав живого вещества и геохимические процессы, постоянно происходящие в биосфере при участии живых организмов.

      Организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества.

      Гибель особи в популяции.

    Ответы: 1в,2в,3б,4б,5а,6в,7а,8в,9б,10а,11в,12б,13б,14в,15в

    Ответы: 3,6,10

    Ответы: 1-к,2-а,3-з,4-б,5-в,6-г,7-е,8-ж,9-д,10-и.

    Контрольная работа по теме:
    «Происхождение жизни на Земле»

    Вариант 1

    Часть А

    1.


    б) наличием катализаторов;

    г) обменными процессами.

    2.

    а) анаэробные гетеротрофы;
    б) аэробные гетеротрофы;
    в) автотрофы;
    г) организмы-симбионты.

    3. К такому общему свойству живого, как саморегуляция, относится:

    а) наследственность;
    б) изменчивость;
    в) раздражимость;
    г) онтогенез.

    4. Сущность теории абиогенеза состоит в:



    в) сотворении мира Богом;

    5. Кристалл не является живой системой, т.к.:

    а) он не способен к росту;

    в) ему не свойственна раздражимость;

    6. Опыты Луи Пастера доказали возможность:

    а) самозарождения жизни;


    г) биохимической эволюции.

    7.

    а) радиоактивность;
    б) наличие жидкой воды;
    в) наличие газообразного кислорода;
    г) масса планеты.

    8. Углерод является основой жизни на Земле, т.к. он:




    9. Исключите лишнее:

    а) 1668 г.;
    б) Ф.Реди;
    в) мясо;
    г) бактерии.

    10.

    а) Л.Пастер;
    б) А.Левенгук;
    в) Л.Спалланцани;
    г) Ф.Реди.

    Часть Б

    Закончите предложения.

    1. Теория, постулирующая сотворение мира Богом (Творцом), – … .

    2. Доядерные организмы, не имеющие ограниченного оболочкой ядра и органоидов, способных к самовоспроизведению, – … .

    3. Фазовообособленная система, взаимодействующая с внешней средой по типу открытой системы, – … .

    4. Советский ученый, предложивший коацерватную теорию происхождения жизни, – … .

    5. Процесс, в результате которого организм приобретает новую комбинацию генов, – … .

    Часть В

    Дайте краткие ответы на следующие вопросы.

    1. Каковы общие признаки живой и неживой материи?

    2. Почему при возникновении первых живых организмов в атмосфере Земли должен был отсутствовать кислород?

    3. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «первичному океану» в этом опыте?

    4. В чем заключается основная проблема перехода от химической эволюции к биологической?

    5. Перечислите основные положения теории А.И. Опарина.

    Вариант 2

    Часть А

    Выпишите номера вопросов, рядом с ними запишите буквы правильных ответов.

    1. Живое отличается от неживого:

    а) составом неорганических соединений;

    в) взаимодействием молекул друг с другом;
    г) обменными процессами.

    2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

    а) анаэробные гетеротрофы;
    б) аэробные гетеротрофы;
    в) автотрофы;
    г) организмы-симбионты.

    3.

    а) метаболизм;
    б) репродукция;
    в) раздражимость;
    г) онтогенез.

    4. Сущность теории биогенеза состоит в:

    а) происхождении живого из неживого;
    б) происхождении живого от живого;
    в) сотворении мира Богом;
    г) занесении жизни из Космоса.

    5. Звезда не является живой системой, т.к.:

    а) она не способна к росту;

    в) она не обладает раздражимостью;

    6.

    а) самозарождения жизни;
    б) появления живого только из живого;
    в) занесения «семян жизни» из Космоса;
    г) биохимической эволюции.

    7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:

    а) радиоактивность;
    б) наличие воды;
    в) наличие источника энергии;
    г) масса планеты.

    8. Вода является основой жизни, т.к.:

    а) является хорошим растворителем;


    г) обладает всеми перечисленными свойствами.

    9. Исключите лишнее:

    а) 1924 г.;
    б) Л.Пастер;
    в) мясной бульон;
    г) бактерии.

    10. Расположите в логической последовательности следующие имена:

    а) Л.Пастер;
    б) С.Миллер;
    в) Дж.Холдейн;
    г) А.И. Опарин.

    Часть Б

    Закончите предложения.

    1. Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии солнечного света – … .

    2. Доклеточные образования, обладавшие некоторыми свойствами клеток (способность к обмену веществ, самовоспроизведению и т.п.), – … .

    3. Разделение раствора белков, содержащего и другие органические вещества, на фазы с большей или меньшей концентрацией молекул – … .

    4. Английский физик, предположивший, что адсорбция была одним из этапов концентрирования органических веществ в ходе предбиологической эволюции – … .

    5. Свойственная всем живым организмам система записи наследственной информации в молекулах ДНК в виде последовательности нуклеотидов – … .

    Часть В

    1. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «молниям» в этом опыте?

    2. Почему масса планеты, на которой может возникнуть жизнь, не должна быть больше 1/20 массы Солнца?

    3. К какой стадии развития жизни на Земле можно отнести слова гоголевского героя: «Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое»?

    4. Какие условия необходимы для возникновения жизни?

    5. Что такое панспермия? Кто из известных вам ученых придерживался этой теории?

    Вариант 3

    Часть А

    Выпишите номера вопросов, рядом с ними запишите буквы правильных ответов.

    1. Живое отличается от неживого:

    а) составом неорганических соединений;
    б) способностью к самовоспроизведению;
    в) взаимодействием молекул друг с другом;
    г) обменными процессами.

    2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

    а) анаэробные гетеротрофы;
    б) аэробные гетеротрофы;
    в) автотрофы;
    г) организмы-симбионты.

    3. К такому общему свойству живого как, самообновление, относится:

    а) метаболизм;
    б) репродукция;
    в) раздражимость;
    г) онтогенез.

    4. Сущность креационизма состоит в:

    а) происхождении живого из неживого;
    б) происхождении живого от живого;
    в) сотворении мира Богом;
    г) занесении жизни из Космоса.

    5. Река не является живой системой т.к.:

    а) она не способна к росту;
    б) она не способна к размножению;
    в) она не способна к раздражимости;
    г) не все свойства живого ей присущи.

    6. Опыт Франческо Реди доказал невозможность:

    а) самозарождения жизни;
    б) появления живого только из живого;
    в) занесения «семян жизни» из космоса;
    г) биохимической эволюции.

    7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:

    а) радиоактивность;
    б) наличие воды;
    в) безгранично долгое время эволюции;

    8. В период возникновения жизни в атмосфере Земли должен был отсутствовать кислород, т.к.:

    а) он является активным окислителем;
    б) обладает высокой теплоемкостью;
    в) увеличивает свой объем при замерзании;
    г) все вышеперечисленное в комплексе.

    9. Исключите лишнее:

    а) 1953 г.;
    б) бактерии;
    в) С.Миллер;
    г) абиогенный синтез.

    10. Расположите в логической последовательности следующие фамилии:

    а) Л.Пастер;
    б) Ф.Реди;
    в) Л.Спалланцани;
    г) А.И. Опарин.

    Часть Б

    Закончите предложения.

    1. Образование органических молекул из неорганических вне живых организмов – … .

    2. Пузырьки жидкости, окруженные белковыми пленками, возникающие при взбалтывании водных растворов белков, – … .

    3. Способность воспроизводить себе подобные биологические системы, которая проявляется на всех уровнях организации живой материи, – … .

    4. Американский ученый, предложивший термическую теорию происхождения протобиополимеров, – … .

    5. Белковые молекулы, ускоряющие течение биохимических превращений в водных растворах при атмосферном давлении, – … .

    Часть В

    Дайте краткий ответ на поставленный вопрос.

    1. В чем основное отличие горения дров от «горения» глюкозы в клетках?

    2. Каковы три современные точки зрения на проблему происхождения жизни?

    3. Почему именно углерод является основой жизни?

    4. В чем состоял опыт Стенли Миллера?

    5. Каковы основные этапы химической эволюции?

    Вариант 4

    Часть А

    Выпишите номера вопросов, рядом с ними запишите буквы правильных ответов.

    1. Живое отличается от неживого:

    а) составом неорганических соединений;
    б) способностью к саморегуляции;
    в) взаимодействием молекул друг с другом;
    г) обменными процессами.

    2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

    а) анаэробные гетеротрофы;
    б) аэробные гетеротрофы;
    в) автотрофы;
    г) организмы-симбионты.

    3. К такому общему свойству живого, как самовоспроизведение, относится:

    а) метаболизм;
    б) репродукция;
    в) раздражимость;
    г) онтогенез.

    4. Сущность теории панспермии состоит в:

    а) происхождении живого из неживого;
    б) происхождении живого от живого;
    в) сотворении мира Богом;
    г) занесении на Землю «семян жизни» из Космоса.

    5. Ледник не является живой системой т.к.:

    а) он не способен к росту;
    б) он не способен к размножению;
    в) он не способен к раздражимости;
    г) не все свойства живого ему присущи.

    6. Опыт Л.Спалланцани доказал невозможность:

    а) самозарождения жизни;
    б) появления живого только из живого;
    в) занесения «семян жизни» из Космоса;
    г) биохимической эволюции.

    7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:

    а) радиоактивность;
    б) наличие воды;
    в) наличие определенных веществ;
    г) определенная масса планеты.

    8. Углерод является основой жизни, т.к. он:

    а) является самым распространенным на Земле элементом;
    б) первым из химических элементов стал взаимодействовать с водой;
    в) имеет небольшой атомный вес;
    г) способен образовывать устойчивые соединения с двойными и тройными связями.

    Продолжение следует

    Терминология

    1. Туманность – скопление газово-пылевой материи во вселенной, имеющее большие размеры.

    2. Галактика – звезда и окружающие ее планеты.

    3. Звездная система – система звезд с окружающими их планетами, развивающаяся из одной туманности.

    4. Планета – небесное тело, совершающее движение по близкой к круговой орбите вокруг звезды, светящееся отраженным светом.

    5. Абиогенный синтез – образование органических молекул из неорганических вне живых организмов.

    6. Энергия – общая количественная мера количества движения материи.

    7. Раствор – однородные смеси двух или нескольких веществ, распределенных в растворителе.

    8. Коацервация – разделение раствора ВМС на фазы с большей и меньшей концентрацией молекул.

    9. Коацерват – пузырьки жидкости, окружённые белковыми пленками.

    10. Адсорбция – поглощение вещества из жидкой среды поверхностью твердого тела.

    Вопрос о происхождении жизни на Земле, а так же, вероятно и на других планетах иных звездных систем волновал человека с той поры, как он начал осознавать себя человеком, стал познавать себя и окружающий мир. Первые попытки теоретического решения вопроса восходят к глубокой древности и носят отпечатки тех эпох и воззрений. В этом вопросе с глубокой древности существуют две точки зрения: одна утверждает возможность происхождения живого от неживого – это теория абиогенеза, другая – теория биогенеза – отрицает самопроизвольное зарождение жизни. Современные воззрения позволяют только поставить этот спор на научную почву и тем самым обосновать правильность теории абиогенеза.

    Представления древних и средневековых философов

    Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, взгляды отличались фантастичностью. Незнание способов размножения организмов служило причиной того, что считалось возможным возникновение живых существ из мертвых останков, либо неорганических веществ. Эти взгляды поддерживались церковью. Открытие микроскопа расширило представления о строении организмов, теория происхождения живого от неживого была отвергнута. Опытами итальянца Реди (середина XVII в.) было доказано что все живое происходит от живого. Однако теория самозарождения живого из неживого еще долго существовало в ушах ученых. Опыты француза Л. Пастера окончательно развеяли эту теорию. На основе работ Пастера были разработаны методы стерилизации и консервирования. Это произошло в 1870г.



    В дальнейшем этот вопрос был перенесен на клетку, а микроорганизмы больше не рассматривались. Одновременно с работами Пастера возникла теория вечности жизни. Согласно теории Рихтера в 1865г жизнь на Землю была занесена с других планет. Эта теория не раскрывает сути происхождения жизни, она лишь пытается объяснить ее появление.

    Особое место в решении вопроса принадлежит материалистическим теориям. Ключевым вопросом здесь являются различия между живым и неживым. За основу происхождения живого ученые принимают образование белковых соединений. Согласно теории англичанина Эллена в 1899г. первое появление азотистых соединений на Земле приурочено к периоду, когда пары воды сконденсировались в воду и покрыли поверхность планеты. Вода была насыщена солями, имеющими большое значение для образования и деятельности белка. В этом горячем растворе, в присутствии ультрафиолета, электрических разрядов, большого количества углекислоты началось зарождение живого, которое впоследствии прошло длительный путь эволюции.

    Исследуя вопрос о происхождении живого одновременно следует понять процессы, протекающие при образовании планеты. Ответ на эти вопросы дают астрономия и химия. Основным методом исследования космоса является спектроскопия. Анализ света, излучаемого звездами дает богатые сведения об их химическом составе. С конца 19 в. было зарегистрировано 2млн. спектров 15 тыс. звезд и Солнца. Вывод – всюду существуют одни и те же химические элементы и выполняются одни и те же физические законы. Формирование планеты.

    Самым распространенным элементом является водород (Н-Н, Н-Не). Во вселенной образованной из водорода, как первичное вещество формируются звезды. Основной ядерной реакцией является слияние ядер водорода и образование атома гелия и выделение энергии. Эта энергия движет вселенной. По закону сохранения масс энергия выделившаяся при образовании превращается в энергию излучения. Дальнейшее взаимодействие элементов приводит к образованию других химических элементов. Эти реакции выражаются в образовании более сложных молекул и их агрегатов – пылевых частиц. Они образуют в пространстве скопления газопылевой материи. Например, гигантская туманность в созвездии Ориона. Ее диаметр 15 световых лет, количества пыли достаточно для образования 100 тыс. звезд размером с Солнце. Туманность Млечный путь имеет диаметр 100 тыс. световых лет. Туманность Ориона – ближайшая к нам, на расстоянии 1500 световых лет. Из газопылевого облака 4,5 млрд. лет назад образовалась Земля и другие планеты солнечной системы. Несмотря на общность происхождения планет, только на Земле появилась жизнь и достигла исключительного многообразия. Для возникновения жизни на Земле необходимы были космические и планетные условия. Во-первых, это оптимальные размеры планеты. Во-вторых – движение по круговой орбите обеспечивает постоянное тепло. В-третьих – постоянное излучение светила. Всем этим условиям удовлетворяла Земля, на которой около 4,5 млрд. лет назад создались условия для более высоко уровня развития материи и ее эволюции в направлении возникновения жизни.

    Современные представления о возникновении жизни. Все современные представления о происхождении жизни на Земле основываются на признании абиогенного, т.е. небиологического возникновения органических веществ из неорганических молекул. Это мнение русского ученого А.И.Опарина (1924).

    Химическая эволюция

    На первых этапах Земля имела очень высокую температуру. По мере ее остывания тяжелые элементы перемещались к ее центру, а легкие оставались на поверхности. Металлы окислялись и свободного кислорода в атмосфере не было. Она состояла из H 2 , CH 4 , NH 3 , HCN и носила восстановительный характер. Это служило предпосылкой возникновения органических веществ небиологическим путем. До начала 20 века считалось, что они могут возникать только в организме. В связи с этим их назвали органическими, а вещества – минералы, неорганическими. В 1953г. было доказано, что пропуская ток через смесь газов H 2 , CH 4 , NH 3 , HCN при отсутствии кислорода получена смесь аминокислот. В дальнейшем абиогенным путем были получены многие органические соединения. Все они впоследствии обнаружены в космосе.

    Более 4 млрд. лет назад «колбой Миллера» был весь земной шар. Извергались вулканы, стекала лава, клубился пар, сверкали молнии. По мере остывания планеты водяные пары конденсировались и ливнями в течение миллионов лет обрушивались на планету. Сформировался первичный океан, горячий и насыщенный солями, кроме того туда попадали образующиеся сахара, аминокислоты, органические кислоты. По мере смягчения климата стало возможным образование более сложных соединений, в результате чего появились первичные биополимеры – полинуклеотиды и полипиптиды.

    Первичный океан содержал в растворимом виде различные органические и неорганические молекулы. Концентрация их постоянно увеличивалась и постепенно воды стали «бульоном» из питательных органических соединений. Каждая молекула имеет определенную структурную организацию: некоторые диссоциированы, некоторые имеют гидратные оболочки. Органические молекулы имеют большую молекулярную массу и сложное строение. Молекулы, окруженные водной оболочкой объединяются образуя высокомолекулярные комплексы – коацерваты. В первичном океане коацерватные капли поглощали другие вещества либо разрушались, либо укрупнялись. В результате капли усложнялись и приспосабливались к внешним условиям. Среди коацерватов начался отбор наиболее устойчивых форм. Появились различия между химсоставом внутренней и внешней среды. В результате химической эволюции сохранились те формы, которые при распаде на дочерние не утратили особенностей структуры. Это способность к самовоспроизведению. В процессе эволюции связь нуклеиновых кислот и белковых молекул привела к возникновению генетического кода. Это последовательность нуклеотидов служила информацией для последовательности аминокислот в молекуле белка. (Воспроизведение себе подобных). Постепенно слои липидов вокруг коацерватов преобразовались в наружную мембрану. Это предопределило пути дальнейшей эволюции. Образование первичных клеточных организмов положило начало биологической эволюции.

    Возникновение прокариот

    Отбор коацерватов продолжался около 750 млн. лет. В результате появились безъядерные – прокариоты. По способу решения они были гетеротрофы – использовали органику первичного океана. При отсутствии кислорода атмосферы у них протекал анаэробный обмен веществ. Он малоэффективен. Постепенно запасы питания в океане истощались. Началась конкуренция за питание.

    В более выгодном положении оказались организмы способные использовать солнечную энергию для синтеза органики. Так возник фотосинтез. Это привело к появлению нового источника питания. Затем фотосинтезирующие организмы научились использовать воду, как источник водорода. Усвоение углекислого газа у них сопровождалось выделением кислорода и включением углерода в органические соединения. (Сегодня прокариоты поверхности океана производят до 78% возобновляемого кислорода.)

    Переход от первичной атмосферы к кислородной среде – очень важное событие. В верхних слоях образуется озоновый экран, появляется более выгодный, кислородный тип обмена веществ. На Земле стали возникать новые формы жизни с более широким использованием окружающей среды.

    Возникновение эукариот

    Эукариоты возникли в результате симбиоза различных прокариот. Так возникли предки примитивных ныне живущих жгутиковых простейших. Симбиоз жгутиковых с фотосинтезирующими дали водоросли или растения.

    Возможности одноклеточных в освоении среды обитания были ограничены. 2,6 млрд. лет назад появились многоклеточные. Основу современных представлений о возникновении объясняет теория фагоцителлы И.И.Мечникова. Многоклеточные произошли от колониальных жгутиковых. Они существуют и сейчас. Эти колонии превратились в простейший, но целостный организм.

    Таким образом возникновение жизни на Земле связано с длительным процессом химической эволюции. Формирование мембраны – оболочки способствовало началу биологической эволюции. Как простейшие, так и сложно устроенные в основе своей структурной организации имеют клетку.

    Контрольные вопросы

    1. История представлений о возникновении жизни.

    2. Работы Л. Пастера.

    3. Теория вечности жизни.

    4. Образование неорганических веществ и формирование планеты.

    5. Теория А.И. Опарина.

    6. Биологическая эволюция.

    7. Возникновение первых многоклеточных.

    Происхождение жизни

    Происхождение жизни

    1.Коацерваты были первыми живыми организмами на Земле.

    2.Теория абиогенеза предполагает возможность происхождения живого только от живого.

    3..Пастер своими опытами доказал невозможность самозарождения жизни.

    4. Наиболее существенная черта гипотезы Опарина – постепенное усложнение химической структуры и морфологического обмена предшественников. Жизни на пути к живым организмам.

    5.Коацерваты не способны адсорбировать вещество из окружающего раствора.

    6.Жизнь возникла биогенным путем.

    7. Жизнь на Земле появилась около 3,5 миллионов лет назад

    8. В настоящее время на Земле невозможно самозарождение живых организмов.

    9. Коацерват – это пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками.

    10. Первые живые организмы на нашей планете были аэробными гетеротрофами.

    Происхождение жизни

    1.Коацерваты были первыми живыми организмами на Земле.

    2.Теория абиогенеза предполагает возможность происхождения живого только от живого.

    3..Пастер своими опытами доказал невозможность самозарождения жизни.

    4. Наиболее существенная черта гипотезы Опарина – постепенное усложнение химической структуры и морфологического обмена предшественников. Жизни на пути к живым организмам.

    5.Коаерваты не способны адсорбировать вещество из окружающего раствора.

    6.Жизнь возникла биогенным путем.

    7. Жизнь на Земле появилась около 3,5 миллионов лет назад

    8. В настоящее время на Земле невозможно самозарождение живых организмов.

    9. Коацерват – это пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками.

    10. Первые живые организмы на нашей планете были аэробными гетеротрофами.

    Происхождение жизни

    1.Коацерваты были первыми живыми организмами на Земле.

    2.Теория абиогенеза предполагает возможность происхождения живого только от живого.

    3..Пастер своими опытами доказал невозможность самозарождения жизни.

    4. Наиболее существенная черта гипотезы Опарина – постепенное усложнение химической структуры и морфологического обмена предшественников. Жизни на пути к живым организмам.

    5.Коацнерваты не способны адсорбировать вещество из окружающего раствора.

    6.Жизнь возникла биогенным путем.

    7. Жизнь на Земле появилась около 3,5 миллионов лет назад

    8. В настоящее время на Земле невозможно самозарождение живых организмов.

    9. Коацерват – это пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками.

    10. Первые живые организмы на нашей планете были аэробными гетеротрофами.